Жизнь в моменте

Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они занимают особое место. Из любой поездки по Дагестану, а их на его веку было столько, что и не счесть, он привозил огромное количество работ. Можно собрать не одну и даже не две выставки. Что, собственно, и происходит в последние годы.
Новая фотовыставка Чутуева «Лицом к лицу», открывшаяся в Музее истории города, – еще одна возможность погрузиться в такой разноликий и красивый Дагестан.
«На выставке представлены 93 цветные фотографии из двух технологических миров – цифрового и аналогового, но мы ловим себя на мысли, что нам не хочется думать об их противостоянии, о количестве пикселей или зёрен. Важно, чтобы эти зёрна сложились в настоящий портрет, а за ним открылся тот самый дагестанский мир, без ретуши и глянца», – пишет во вступительной статье к выставке журналист Марат Гаджиев.

Фото Руслана Алибекова
Те, кто лицом к лицу когда-либо встречался с героями снимков Камиля Чутуева, в один голос могут сказать: все зёрна и пиксели в них создали то самое, что завораживает, берёт за душу. Горцы и горянки, аксакалы, простые трудяги, обаятельные дети… Каждый портрет – отдельный миг уникальной судьбы.
Вот будто выхваченная в момент погружения во внутренний диалог с собой «Вдова ветерана из с. Анди». А вот пожилая горянка, она словно застыла в вечности. Подпись к портрету – «Одиночество» – весьма красноречиво передает образ. «Зурнач из с. Балхар», закрыв глаза, играет на своем любимом инструменте. Именно – любимом. На лице написано!
«Рукият из с. Чираг», «Старый кузнец», «Аксакал из Дигбаши», «Золотая свадьба в с. Луткун»… Колоритные герои в самые разные моменты жизни. Многие из них даже не подозревали, что попали в объектив известного фотохудожника. Камиль Чутуев подглядел, увидел прекрасное в том, что другим кажется обыденностью, и щедро поделился всем этим с гостями своей очередной персональной выставки.

Фото Руслана Алибекова
– Что называется «поставленных» портретов здесь почти нет. Большинство снимков репортажные, схвачены в моменте. Следишь за человеком, как он себя ведет, ищешь его характерный жест и пытаешься поймать этот момент. Надо показать в своей работе хотя бы небольшую частицу характера человека. Только тогда портрет будет портретом. Неважно, на что фотографируешь, важно, как ты это делаешь, – поделился Камиль Аминович.
– Вы объездили весь Дагестан. Можете хотя бы примерно сказать, каков объем вашего архива по итогу этих поездок?
– Фотографий чрезвычайно много. Можно еще не одну выставку организовать. Многое еще оцифровано. Я страшно любил свою профессию, она давала мне возможность знакомиться с людьми по всему Дагестану. В каждом селе было по нескольку кунаков, которые звонили, чтобы я снова и снова приехал. А приеду – спорили между собой, кто к себе меня пригласит. Это бесценно.
– Новая выставка представлена в цвете. Ранее мы видели в основном ваши черно-белые снимки…
– Начиная с 60-х годов я старался фотографировать в черно-белом формате и в цвете. Первый мой цветной снимок – фотография девушки, которая в последующем стала моей женой. Глядя на этот портрет, я понял, как прекрасна она, мать моих детей, продолжательница моего рода. И точно так же по-новому смотрятся и другие герои. Поэтому захотелось показать свои работы в цвете.

Фото Руслана Алибекова
Новый проект музея Махачкалы вновь погрузил зрителей в мир остановленных мгновений Камиля Чутуева. Как отметила директор музея и куратор проекта Наида Дибирова, с каждой новой выставкой он открывается по-новому. И по-новому открывается наша республика, которая запечатлена на снимках.
– Пока мы готовили выставку, я поразилась тому, насколько Камиль Аминович погружён в свое дело. Каждого героя он помнит, может рассказать, при каких обстоятельствах была сделана та или иная фотография, разные интересные истории, связанные с этими людьми. Если собрать всё это, получится отдельный проект. Уникальность Чутуева в том, что он ловит жизнь в моменте. Стеклянный глаз его объектива выхватывает мгновения жизни. Название выставки «Лицом к лицу» очень емко передает концепцию проекта. С одной стороны, фотограф лицом к лицу со своими героями, а с другой – благодаря его снимкам зритель оказывается лицом к лицу с самим автором и с теми, кого он запечатлел, – отметила Наида Дибирова.

Фото Руслана Алибекова
Первые посетители по достоинству оценили концепцию нового проекта музея. Оказавшись лицом к лицу с работами известного мастера, никто не остался равнодушным.
– По-моему, я был на всех его выставках, но в очередной раз я покорен. Мы тоже встречаем самых разных людей, видим разные лица, но так поймать момент, так передать характер не каждый может. Я поэтому заключил, что это не столько фотографии, сколько философия самого Камиля Чутуева. Это его любовь к героям снимков. Невероятно выразительные лица. Будь то старики, бабушки, известные люди. А какие дети замечательные, – поделился своими впечатлениями гость выставки журналист Абдурахман Юнусов.
Действительно, лица бесконечно выразительны. Чутье художника выхватило всё самое характерное и сохранило в кадре, остановив мгновения вечного бытия.
Статьи из «Выставки»
Художник смыслов

Агитплакаты военного времени

В поисках музейной эстетики

Раз, два, три, четыре!

О Дагестане и дагестанцах

Нравственный ориентир

Семантика формы

Быт и природа родного края

Бренд и место силы

Акция памяти
