Звезда немого кино
Она была женщиной ослепительной красоты. Ею восхищался Константин Станиславский, а знаменитый русский художник Кузьма Петров-Водкин хотел рисовать ее портрет. Сафият Аскарова (на снимке) – одна из первых дагестанских актрис, которая стала сниматься в немом кино.
Родилась Сафият в 1907 году в селении Ахты Самурского округа. Девочка росла в творческой семье: ее отец Нухбек Аскаров работал в Ахтынском театре.
Первую свою роль она сыграла в спектакле «Молодость» в 1915 году. К сожалению, некоторые односельчане девочку не похвалили, а, наоборот, осудили за то, что осмелилась выйти на сцену.
Сафият плакала и спрашивала у своей тети Саяд, что плохого в том, что она играет в местном клубе.
Тетя как могла, успокаивала племянницу.
– Не все наши люди понимают, что такое быть актрисой. Они очень далеки от настоящего искусства.
– И что же делать? – вытирая слезы, спрашивала девочка.
– Немного подрастешь и поедешь в город. Там будешь учиться в театральном техникуме.
– Нет, не хочу, – разозлилась Сафият. – Раз не понимают этого, значит и не надо быть актрисой…
– Ну что ты, – рассмеялась тетя. – Кто-то не понимает, но есть много других людей, которые ценят театр.
– Не хочу, – повторила девочка.
Однако в душе она все-таки мечтала стать актрисой. Когда исполнилось 17 лет, поехала в гости к брату в Махачкалу. Хасбулат был скульптором.
Они сидели и увлеченно о чем-то говорили, и вдруг – шум за окном. Когда выглянули на улицу, увидели много людей, которые разыгрывали сценку. Это была группа Ленинградской кинофабрики. Собирались снимать фильм по сценарию писателя Абая Кунанбаева «Под властью адата».
Съемки, оказывается, должны были проходить в Дагестане. Искали главную героиню «Джаннет» по всему Северному Кавказу.
Когда любопытная Сафият подошла к людям из киносъемочной экспедиции, то на красивую девушку тут же обратил внимание режиссер Владимир Касьянов.
– Вот она, Джаннет! – сказал он громко.
Режиссер спросил, не хочет ли Сафият сниматься в кино.
– Хочу! – радостно воскликнула девушка. – Это моя мечта!
Потом, чуть помолчав, добавила:
– Моя любимая актриса – Вера Холодная. – И я хочу быть такой же.
– Вот и прекрасно, – кивнул головой Касьянов. – Сначала обучим тебя актерскому мастерству, а потом – съемки.
– Не надо меня обучать, – категорично заявила Сафият. – Я и так всё знаю. Я ведь актриса.
Режиссер удивленно взглянул на девушку.
– Уже снималась в кино?
– Нет. Но я играла на сцене в Ахтах.
– Покажи какую-нибудь сценку.
И Сафият показала, как она с кувшином набирает воду у родника.
Режиссер был в восторге. Через несколько дней в Гунибе начались съемки. Ее брат Хасбулат Аскар-Сарыджа тоже принимал участие в создании картины.
Фильм вышел в прокат в 1926 году. После этого на Сафият обратил внимание известный в те годы режиссер и сценарист Юрий Тарич. Он был буквально покорен ее игрой, лично приехал в Махачкалу, чтобы поговорить с начинающей актрисой. Разговор состоялся в Русском театре, где работала Аскарова.
– Буду снимать картину про царя Ивана Грозного, – сказал он. – Хочу вас пригласить на главную роль.
Сафият смотрела чуть удивленно на него и не верила собственным ушам: московский режиссер приглашал ее сниматься в кино про царя.
– А какая у меня будет роль? – спросила девушка. – Плохая или хорошая?
– Прекрасная будет роль, – улыбнувшись, ответил Юрий Викторович. – Хочу предложить сыграть царицу.
– Я согласна, – взволнованно сказала Сафият.
– Тогда приезжайте через неделю в Москву. Проезд и проживание вам будут оплачены.
Сафият поделилась радостью с Хасбулатом и спросила:
– Ты поедешь со мной в Москву?
– Конечно, я поддержу тебя. Тем более там живет мой друг, художник Николай Лаков.
Подготовка к съемкам заняла два месяца, но сам съемочный процесс пошел гораздо быстрее. Сафият играла в картине «Крылья холопа» роль жены Ивана Грозного царицу Марию Темрюковну.
Эта картина привлекла внимание зрителей и критиков как в Советском Союзе, так и за рубежом.
Французская газета «Ля сэмен синематографик» писала:
«Фильм насыщен тяжелым реализмом, рисующим жестокие и ужасные, но правдивые обычаи России XVI века. Актер Леонидов дал мощный образ деспота. Аскарова – прекрасна и жестока. Образ царицы, любящей роскошь, замечательно создан актрисой. Она интересна во всех отношениях…».
А вот что сказал сам Юрий Тарич: «Сафият Аскарова в роли царицы передала все нюансы, свойственные национальным чертам горянки. Никто этого не смог бы сделать, как она».
Нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал дагестанку выдающейся актрисой немого кино. А художник
Петров-Водкин изъявил желание нарисовать ее портрет. Но актриса отказалась:
– Я еще не такая известная, как Вера Холодная. Когда стану известной, тогда и нарисуете портрет.
В 1927 году она снялась в главной роли в фильме «Чадра» на киностудии «Узбекфильм». После того как картина вышла в прокат, оказывается, почти 100 тысяч узбечек скинули чадру.
В общей сложности Сафият Нухбековна посвятила немому кино 12 лет своего творчества. Во время Великой
Отечественной войны она вместе с мужем, тоже актером, выступала перед солдатами и офицерами Красной армии на многих участках фронта.
Ушла из жизни актриса в возрасте 48 лет в 1955 году. Похоронили ее на Ваганьковском кладбище. Там же через 27 лет был похоронен и ее брат, народный художник Дагестанской АССР Хасбулат Аскар-Сарыджа.