X
09:10 29.06.2022

Один учебный час в неделю

Марина Ахмедханова
Выпуск - 2022 № 173
152

Проблема сохранения малых языков обсуждается не один десяток лет. Споры вокруг того, как ее решить, не утихают ни в журналистском сообществе, ни в научной и образовательной среде. Обсуждаются, как правило, два основных пути: развитие средств массовой информации на языках народов Дагестана и изучение родных языков в школе.

Последнему уделено существенное внимание в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте. Так, например, сохранение интереса к изучению родного языка рассматривается как одно из проявлений патриотизма.

Новые ФГОСы начального и основного образования предусматривают изучение, литературное чтение на родном языке в начальной школе и родной литературы – в основной. Есть, правда, одно «но»: школы получили право самим принимать решение о вводе в программу предмета с учетом своих ресурсов. Кроме этого, потребуются письменные заявления родителей. Возникает некое противоречие: с одной стороны, документ указывает на необходимость включения в школьную программу уроков родного языка и литературы, а с другой – всё остается на усмотрение школы и родителей. Положение осложняется тем, что в соответствии с законом об изучении родных языков теперь школьники могут выбирать, какой язык считать родным, и вправе отказаться от изучения своего национального языка.

С инициативой обсудить сложившуюся ситуацию с преподаванием предметов этнокультурной направленности в дагестанских школах выступил Центр изучения родных языков ДГУ. Тревожным сигналом для проведения круглого стола, состоявшегося недавно в Доме дружбы, послужило предполагаемое сокращение часов, отведенных на преподавание родного языка в школах.

Сохранение языков коренных народов, языковая политика в республике и законодательные инициативы в этой области, успешный опыт преподавания дисциплин регионального компонента в ряде субъектов РФ и возможности его применения в Дагестане – вот круг вопросов, которые вызвали живейшее обсуждение собравшихся.

В работе круглого стола участвовали депутаты Народного Собрания РД, руководство и преподаватели факультета дагестанской филологии ДГПУ, представители ряда министерств, Дагестанского НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи, Института языка, литературы и искусств ДФИЦ РАН.

Руководитель Центра изучения родных языков Марина Гасанова обратила внимание участников на то, что этнокультурный региональный компонент в дагестанской школе сегодня практически сведен к минимуму. Культура и традиции Дагестана, история Дагестана, география Дагестана не являются обязательными предметами, не во всех школах изучается дагестанская литература. Остро стоит проблема с учебниками: есть разработанные пособия, но у республики нет средств на финансирование их издания. Однако в других регионах страны дело с изучением национальных культур обстоит лучше. Как пример успешной работы в этом направлении она привела Чечню, Башкирию, Татарстан, где смогли организовать учебный процесс так, чтобы не жертвовать часами, отведенными на изучение родных я зыков и национальных литератур.

«Наш центр работает уже шестой год, – говорит Марина Гасанова, – и за это время мы издали около 10 книг на родных языках. Это словари, сборники фольклора. В этом году у нас в планах еще один проект – учебно-вспомогательное пособие по аварскому и даргинскому языкам, которое разрабатывается по методике преподавания иностранных языков. Мы взаимодействуем с учителями, ежегодно проводим мастер-классы, семинары, оказываем им консультативно-методическую помощь. Делаем всё от нас зависящее для сохранения языкового и культурного многообразия народов Дагестана. Но огромная роль в успехе этой работы принадлежит школе. И предполагаемое сокращение рабочих часов на изучение родного языка отрицательно скажется на его знании нашими детьми».

Участники круглого стола согласились с тем, что уроки родного языка не должны быть факультативны. Республике нужна программа по сохранению языков, и к ее выработке должны быть привлечены образовательные учреждения Дагестана. По итогам обсуждения подготовлен проект резолюции-обращения к руководству республики.

Среди предлагаемых мер – организация изучения родных языков в дошкольных учреждениях, обучение в начальных классах в мононациональной школе, фиксированное количество часов на изучение языков нижним пределом 4 часа в неделю, возможность введения обязательного ОГЭ по предметам «Родной язык» и «Родная литература», восстановление Дагестанского государственного издательства учебно-педагогической литературы.

Похожие

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Душа и сердце каждого

14
Дорогие наши читатели! Мы должны и обязаны помнить о том, что на всей нашей планете не было и...

Дети знают, как сохранить родной язык

43
Настоящим детским праздником творчества, культуры и...

Сохраним языковое многообразие

20
Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная...

Сохраним язык – сохраним культуру

25
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Родной язык – духовная опора

131
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Родная речь – дарованное благо

118
Ее все больше влечет родная речь – предмет, которому она...

Родной очаг – святыня наша

55
Мелодия народного языка – сокровище, завещанное нам предками. Так рассуждает учитель...

Нет языка – нет народа

193
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов....

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

12
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

48
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

102
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

99
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Негасимый свет её души

215
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

369
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

153
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...

Ценный предмет

215
С интересом прочитал проблемную статью «Мозаика народов и культур» профессора Загира...