Купить PDF-версию
12:54 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
09:04 10.02.2023

Будущее начинается здесь

Вступая в стены гуманитарно-педагогического колледжа (ГПК) в г. Махачкале, новоиспечённый студент попадает в особую атмосферу. От него требуется не только усердно изучать учебные дисциплины, но и развивать свою духовность. Такую задачу перед образовательным учреждением поставили его учредители. И это привлекает сюда как молодых людей (количество абитуриентов за последний год увеличилось более чем на 1000 человек), так и преподавателей.

Преподавательский состав колледжа без преувеличения можно назвать одним из самых сильных среди учреждений среднего профессионального образования (СПО) республики. «Мы светское учебное заведение, где изучаются также религиозные дисциплины. Наш учебный план состоит на 70 % из базовых дисциплин, которые определены Министерством образования РФ. Здесь мы твердо следуем всем предписаниям и требованиям, предъявляемым федеральными образовательными стандартами, не отступая от них ни на шаг. Но помимо этого учебные планы на 30 % предусматривают вариативную часть, где мы прививаем духовное воспитание через религиозные дисциплины. Это «История религий», «Рецитация Корана», «Исламская этика и право», «Исламская педагогика. Воспитание детей в исламе», «Исламский банкинг», «Жизнеописание Пророка», – рассказывает директор колледжа Алаутдин Аскеров (на снимке).

Среди основных направлений подготовка преподавателей начальных классов и воспитателей детских садов. Помимо этого колледж готовит социальных работников, специалистов в области туризма, мастеров по обработке цифровой информации, бухгалтеров, специалистов IT-технологий и дизайнеров. В каждое из этих направлений руководство колледжа старается привлечь самых сильных преподавателей.

«У нас в колледже функционирует 6 предметно-цикловых комиссий (ПЦК). Это то же самое, что кафедры в вузах. Руководят этими комиссиями специалисты, которые прошли особый отбор. Выбираем тех, кто имеет в этих областях знаний успехи.

Скажем, ПЦК «Преподавание начальных классов» руководит профессор Дибир Мансурович Нурмагомедов, он более 20 лет работал завкафедрой факультета начальных классов ДГПУ. Руководитель ПЦК по специальности «Дизайн» – Расул Абдулганиевич Абдулганиев, профессор, руководитель Ассоциации дизайнеров РД.

В каждом из направлений руководителем ПЦК является как минимум кандидат наук. Так, психологию преподает кандидат психологических наук Пахрутдин Шабанович Магомедов. Он один из экспертов по ЕГЭ при Минобрнауки РД.

Если говорить о таком направлении, как научно-исследовательская работа, ее ведет доктор педагогических наук, профессор Тимур Везиров.

Хочу подчеркнуть, что по всем направлениям у нас работают преподаватели из лучших вузов республики. В общей сложности из 60 наших преподавателей 17 – кандидаты и доктора наук», – уточняет Алаутдин Аскеров.

По словам руководителя, педагогов привлекает в колледже особый подход к постановке учебного процесса. Духовные дисциплины, которые преподаются здесь в рамках вариативной части, сказываются особым образом. Они создают неповторимую атмосферу, что царит в учебном заведении.

«Наша система образования долгие годы была подвергнута влиянию извне. Сейчас мы ее выпрямляем. На первое место ставим духовно-нравственную сторону. В этой работе весомая роль принадлежит нашему муфтию. Он вместе с покойным ректором Дагестанского гуманитарного института Максудом Садиковым создал систему образования при Муфтияте РД, в которую вошли детские сады, школы, наш колледж и медколледж им. Башларова и Дагестанский гуманитарный институт», – говорит Аскеров.

Тактика и стратегия гуманитарно-педагогического колледжа базируется на пяти пунктах.

Первый – это учебная работа. Повышение ее качества – неустанная забота руководства колледжа. В этом плане большое внимание уделяется открытым урокам, каждый преподаватель проводит их ежемесячно. Такой подход, по мнению Алаутдина Аскерова, способствует повышению уровня профессионализма молодых педагогов, которые готовятся месяц. С другой стороны, если открытый урок проводит аксакал педагогики, это возможность почерпнуть бесценный опыт.

Другая важная деятельность колледжа – научная работа. Ежегодно в стенах ГПК проводятся две представительные научно-практические конференции. Одна из них посвящена памяти доктора педагогических наук, профессора Ханали Шихалиева. Последнее мероприятие, прошедшее в ноябре прошлого года, было посвящено теме «Математическое образование в школе: традиции, инновации, теория и практика». Еще одна научно-практическая конференция «По каменистым тропам науки» приурочена к Дню студенческой науки: он отмечается ежегодно 10 апреля. В этом году она состоится в шестой раз. В эти дни в колледже уже идёт активная подготовка к этому событию. По итогам каждой конференции выпускается научный сборник, куда входят статьи студентов, их кураторов-преподавателей. Говоря о научной работе, нельзя не сказать об участии студентов колледжа в региональных предметных олимпиадах.

Третий пункт – методическая работа. На базе колледжа ежемесячно проводятся методические семинары совместно со школой «Ватан» и школой Юсупова, Дагестанским гуманитарным институтом, Ассоциацией учителей начальных классов РД. Руководят семинарами профессора Д. М. Нурмагомедов и Т. Г. Везиров. На базе колледжа создана «Кунацкая учителя математики». Такое название дали ей в колледже. В кунацкой собираются учителя математики. Главный «кунак» – Дибир Мансурович Нурмагомедов. Здесь идут обсуждения, дискуссии, мастер-классы.

Следующий пункт – воспитательная работа. Она представляет собой сочетание внеурочной и урочной воспитательной светской работы на занятиях теологических дисциплин вариативной части общепрофессионального цикла учебного плана.

Пятым пунктом идет дополнительное образование. Колледж имеет соответствующую лицензию, в том числе по повышению квалификации. Ведут занятия преподаватели Дагестанского института развития образования, ДГУ, ДГПУ. Здесь педагоги получают возможность пройти повышение квалификации по программам, разработанным в соответствии со стандартами допобразования», – рассказывает руководитель колледжа.

Гуманитарно-педагогический колледж участвует в федеральных проектах, например «Содействие занятости» нац­проекта «Демография». Любой желающий может получить рабочую профессию бесплатно. Это граждане, находящиеся под риском увольнения, пенсионеры, предпенсионеры, женщины в декретном отпуске, безработные, а также студенты старших курсов. Проект рассчитан до 2024 года. Для того чтобы получить право на участие в нем, колледжу пришлось пройти жесткий отбор, после которого он попал в число 15 образовательных учреждений республики.

Реализация проекта курируется и контролируется Министерством труда и социального развития РД. В 2022 году бесплатное обучение по профессии «Социальный работник» в колледже прошли около 130 граждан. Это солидный показатель. Обучение проводится в течение месяца в дистанционном режиме. По окончании курсов получают документ государственного образца. Это дает возможность трудоустроиться или зарегистрироваться в качестве самозанятого.

В этом году колледж планирует расширить перечень компетенций. С этой целью был проведен анализ необходимых профессий, которые востребованы в республике.

А в феврале здесь стартуют курсы для гидов-экскурсоводов – действующих или желающих получить в течение двух месяцев новую, востребованную специальность. К образовательному процессу привлечены ведущие специалисты туриндустрии, преподаватели-эксперты в области истории, географии, психологии и ораторского искусства, представители бизнеса и Минтуризма Дагестана. И аккурат к началу туристического сезона гиды получат желанный диплом о профессиональной переподготовке, дающий право пройти аттестацию и приступить к экскурсионной деятельности.

Многие позитивные изменения в деятельности колледжа связаны с его руководителем Алаутдином Садитдиновичем Аскеровым. Он занимает эту должность недавно, примерно год назад стал директором, но за это время смог внести в жизнь учебного заведения динамику развития: открыты две новые специальности, колледж получил 50 бюджетных мест и т. д. Вся его жизнь связана с наукой и преподавательской деятельностью. Окончил математический факультет ДГПУ. Кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ.

Сфера научных интересов Аскерова связана с проблемами методики преподавания математики в сфере профессионально-образовательных учреждений и высших учебных заведений. Работал учителем, директором школы, а затем и начальником управления образования. С 1991 года трудится в своем родном вузе – ДГПУ. Прошел путь от ассистента кафедры до заместителя директора по науке. Заведовал кафедрой экономики и информационных технологий в Дагестанском гуманитарном институте.

«Будущее начинается здесь!» – под таким лозунгом живет гуманитарно-педагогический колледж. И это светлое будущее открыто для всех, кто тянется к знаниям!

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...