Купить PDF-версию
X
11:10 13.10.2021

Будущее создают дети

В школьной программе, а уж тем более в дошкольной дисциплин по робототехнике и микроэлектронике нет. Обладанию навыков и умений в данной области знаний современные учащиеся обязаны кружкам, секциям и центрам робототехники, как сетевым, охватывающим практически все регионы страны, так и местным. Заметно продвинулись в этом плане обучающиеся в городских школах Дагестана, что, увы, не скажешь об их сверстниках в отдаленных горных районах республики.

Идея инженера-программиста Насрулы Насрулаева сделать обучение микроэлектронике и радиотехнике максимально доступным для тех, у кого нет возможности посещать кружки или курсы, была поддержана на Северо-Кавсказском молодежном форуме «Машук-2020». На реализацию «Онлайн-курса робототехники «RoboPRO» Насрулаев получил грантовые средства в размере 300 тыс. рублей. Дальнейшая реализация онлайн-курса проходила при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), ПАО «Рос­телеком», ОНФ в Дагестане, Минмолодежи РД, Дагестанского­ фонда содействия инновациям и НИИ «Информационные технологии и телекоммуникации» ДГТУ.

Ученики получили в подарок набор Arduino – кейс электронных компонентов и инструментов, на котором на практике применяли полученные знания. Онлайн-проектирование стало возможным благодаря активному развитию широкополосного интернета – во всех населенных пунктах проводится хотя бы одна точка доступа.

– Мы с готовностью поддерживаем образовательные проекты, способствующие выявлению одаренных и стремящихся к знаниям молодых людей. Это стало возможным, в том числе с реализацией Федеральной программы «Устранение цифрового неравенства» и подключением к высокоскоростному интернету социально значимых объектов в республике. Таким образом, совместно с инициативными авторами проекта «Онлайн-курс робототехники «RoboPRO» мы создаем равные условия для городских и сельских ребят в доступе к обучению», – отметил директор Дагестанского филиала ПАО «Ростелеком» Руслан Ярахмедов.

Лучшие качества

Как программировать и подключать готовые устройства, создавать прототипы умных устройств и выводить данные на LED-экран, одними из первых узнали старшеклассники Манаскента.

– Потенциал у дагестанских детей огромный, – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Дагестане, депутат НС РД 7-го созыва, председатель Комитета по образованию и науке Елена Павлюченко. – Проект продвинулся, ребята на практике демонстрируют уникальные способности, раскрывают свой потенциал. Желаю ребятам показывать лучшие качества, набираться опыта, не бросать задуманные проекты и реализовывать их.

Микроэлектроника и робототехника охватывают большой пласт компетенций и знаний. Наставники развивают в своих подопечных совершенно новые навыки, показывают взаимосвязь таких дисциплин, как математика, информатика, электроника, механика… Занятия по подобным проектам обеспечивают не только критическое мышление и творческий подход к решению задач, но и учат работе в команде, способствуют развитию пространственного восприятия.

– «В рамках «Онлайн-курса робототехники «RoboPRO» было обучено 50 учеников из 14 районов и 6 городов Дагестана. Они прошли путь от заинтересованного ученика до молодого стартапера. Вы подготовили проекты и уже сегодня презентуете их. Я рад и горд за вас», – обратился к детям Насрула Насрулаев.

Что не под силу человеку

После тщательного отбора команда экспертов выбрала наиболее актуальные проекты, курировала их и довела до прототипирования. По завершении образовательных блоков был объявлен конкурс. По итогам состязаний победителем конкурса стала Аиша Абулова (на снимке) из Мюрего (Сергокалинский район) с проектом «Умный светофор».

– На дагестанских дорогах заметно увеличилось количество автотранспорта. Во избежание наезда на пешехода, уменьшения количества пробок на дороге мной был разработан проект «Умный светофор». Когда пешеход подходит к определенной разметке перед светофором, он фиксирует человека и включает зеленый свет. А если на дороге спецмашина, то зеленый свет включается для машин, дабы помощь подоспела вовремя. По мнению автора проекта, таким образом экономится время как водителей, так и пешеходов.

Опасность представляют не только городская среда с огромным потоком автотранспорта, но и горные серпантины с «сюрпризами» в виде камнепадов и не вписывающихся в поворот встречных машин. Абулова планирует дорабатывать проект с учетом выводов, сделанных на презентации своего проекта.

На втором месте проект «Манипулятор» школьника из Манаскента (Карабудахкентский район) Арслан­али Сайпулаева.

– Моё устройство представляет из себя 4 сервопривода (sg90), каждый из которых крутит определённую часть манипулятора, – рассказывает о своем детище Арсланали. – Например, самый последний сервопривод отвечает за 2 зажима, которые захватывают и держат объект, 2 нижних поворачиваются и наклоняются во все стороны. Манипулятор помогает выполнять тонкую работу, которая не под силу человеку. Устройство может быть применено в металлургии, медицине, сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека. При сборке урожая, в теп­личных хозяйствах, число которых из года в год в республике растет, значение и пользу манипулятора трудно переоценить.

Для усовершенствования своего проекта Сайпулаев дополнительно закупил детали, проект будет дорабатываться.

Определённый стук

Проект «Автоматическое открывание ручки с помощью стука» Сабины Фармановой (Махачкала) и Карины Кахрамановой (Избербаш) на третьем месте.

– Наше устройство представляет маленькую трубу, прикрепленную к двери. Для того чтобы открылась дверь, нужно соблюдать определённый стук, щелчок повернётся и дверь откроется, – рассказывает Сабина. – Часто бывает так, что дома никого нет, а ключи с собой ты взять забыл. И при этом в дом попасть надо. Можешь секретным способом постучать по двери – и она откроется. Комбинация каждый раз меняется, при этом сохраняются традиционные способы.

В финал конкурса попали также и другие интересные проекты: «Лазерная сигнализация» И.Фарманова, «Автоматическая мусорка» Х. Халидова, «Музыка света» М. Газибагандова, «Умная теплица» М. Ахмедова, «Умный свет» К. Ахмедова.

Дети активно интересуются новыми технологиями, с удовольствием погружаются в мир технического конструирования, робототехники и микроэлектроники. За технологиями, без преувеличения, будущее, и его уже сегодня создают дети. «Онлайн-курс робототехники «RoboPRO» при желании автора и его единомышленников может стать ежегодным. Кто знает, быть может, в одном из высокогорных районов растет свой Илон Маск!

Похожие

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

16
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

41
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

69
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

115
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

109
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...