Купить PDF-версию
X
08:26 21.07.2023

Дагестанская этнопедагогика

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2023 №№ 221-222
195

В народной педагогике Дагестана сконцентрирован целый комплекс веками апробированных методов воспитания, в их числе методы убеждения, принуждения, стимулирования, анализ воспитания.

Один из самых распространенных методов убеждения – это этическая беседа. Народная педагогика Дагестана судит о воспитателе по тому, как он беседует с детьми. Беседа с детьми как педагогическая забота всего общества вписана в обязанность каждого взрослого. Метод беседы основывается на умении воспитателя своевременно определять предмет беседы, доходчиво и увлекательно (умело используя культуру языка, мимику, жесты, темп, тон, настроение) сообщать в своей речи то, что неведомо собеседнику.

Сфера применения этической беседы безгранична: ею пользуются для воздействия на сознание человека, начиная с колыбельного возраста до старческих лет, как в семье, так и в обществе.

Эффективным средством общения с младенцем являются ласковая материнская речь, нежные звуки, колыбельные мотивы, понятные только матери и ребенку шутки. Наблюдения исследователей показывают, что «мимика, жесты, поза, интонации голоса ухаживающих за ребенком взрослых очень рано приобретают для него сигнальное значение, порождая у младенца ряд переживаний и чувств, имеющих условно-рефлекторный характер. Так, уже полуторамесячный малыш реагирует на разную интонацию матери, на смену выражений ее лица и в какой-то мере улавливает, одобряет она его или же осуждает. Подобное реагирование обогащает младенца первым опытом простейшего самоограничения и саморегулирования. Он научается в ответ на внешний сигнал затормаживать крик и другие внешние проявления своих органических переживаний, произвольно осуществлять разнообразнейшие движения.

Нужно только видеть, как матери-горянки беседуют с еще не познавшим языка ребенком. Они реагируют, находят слова буквально на каждое движение ребенка. И ребенок отвечает на слова, мимику, ласку матери по-своему: улыбкой, движениями, звукосочетаниями, нежным лепетом выражает удовлетворение, «задает вопрос», криком требует «ответа», повтора приятной беседы. Такие беседы, по мнению горянок, обязательны. Они открывают ребенку добрые чувства.

С 7 лет и далее при беседе с детьми народные воспитатели переходят на общепринятую серьезную речь. Эти беседы имеют уже свою «завязку», «кульминацию» и «развязку», в них логически последовательно сообщаются конкретные знания и элементарные нравственные нормы, раскрываются виды трудовой деятельности, правила игры с ровесниками и многое другое. Вот, например, беседа старика Рамазана с приезжими из города внуками:

– Молоко выпили?

– Да.

– Вкусное?

– Да.

– Откуда, по-вашему, у нас молоко?

– Корова дала.

– А что вы дали корове?

– Ничего…

– Вот видите: мы ели, пили, а корову забыли. Если так, то завтра и мы не получим молока.

– Почему?

– Голодная корова молока не дает.

– А что нам делать?

– Надо кормить корову.

– А чем ее кормить?

– Сеном.

– А еще что нужно корове?

– Вода.

– А еще?

– Комбикорм.

– А еще?..

Таким образом беседа дедушки побуждала детей, мало знакомых с сельским трудом, к пониманию своих обязанностей. Организованные, одухотворенные беседой дети быстро и активно включались в работу.

С особой тщательностью подбирается в народной педагогике повод для беседы с детьми подросткового и старшего возраста. Чаще всего таким поводом становятся детские вопросы, требующие неотложного ответа, детские поступки и действия, явно выражающие отклонения от норм общественного поведения. Право на беседу с «нарушителем» имеет в горах каждый старший в семье, роду, ауле и, наконец, вообще старший по возрасту, ибо, как считают в народе, каждый взрослый обязан чувствовать ответственность за молодое поколение – будущее общества.

Беседы с детьми подкрепляются примерами из личной жизни воспитателя, родителей воспитуемого, тех, чьим именем наречен воспитуемый. Слова взрослого: «В таких случаях твой брат (отец, дедушка) поступал так, вел себя так», – будят сознание ребенка. Беседы о том, что человек должен есть соответственно мере своего труда, проявлять нравственные и физические качества, которые обязательны в его возрасте, о достойном поведении в каждом отдельном случае, считается необходимым проводить в семье или на годекане аула почти ежедневно. Беседы подкрепляются поучительными пословицами: «Сидя дома, хлеба не найдешь» (лезг.), «Если обидеть, и муравей кусается», «Кто всегда говорит «мне», у того друзей не бывает» (дарг.), «Человек без образования слеп» (лезг.) и т. д.

Народная педагогика нашла благоприятные, широко­аудиторные формы проведения этических бесед. По вопросам женского воспитания беседы проводятся, например, по дороге на родник и у родника, в сельских пекарнях, на мероприятиях коллективной женской помощи по чистке шерсти, прядению ниток для ковров и сумахов. Такие беседы не являются помехой труду, ибо речь ведется о женской красоте, чести, работе. Здесь сообща по достоинству оценивают совестливых, образцовых в поведении и труде, примерных в физическом и нравственном отношении женщин, девушек, девочек.

Мужские беседы проводятся, как правило, на годеканах и мужских вечеринках. Они касаются вопросов достойного поведения, трудового или боевого героизма, патриотизма односельчан, физических и этических качеств личности, сказочных и эпических героев.

Народная мудрость, по-своему подчеркивая значимость беседы как метода воспитания, гласит: «Ребенку нужно не наказание и меч, а открытое лицо, щедрая рука и приятная речь» (лезг.).

В беседах с детьми раскрывается смысл тех или иных физических действий, трудовых операций, сообщаются целесообразные приемы в труде, игре, охоте, характеризуется образцовое поведение в обществе, семье, в присутствии взрослых и т. д. Обычно это осуществляется параллельно с показом того, как должно выполняться то или иное действие, в чем должен проявляться тот или иной характер.

В народной педагогике показ мыслится как метод, в основе которого есть наглядность. Он встречается как наиболее продуктивный метод животноводов, земледельцев, ремесленников, ковроделов, мастеров керамики. Подчеркивая эффективность показа в практике обучения и воспитания детей, народные пословицы гласят: «Один раз увиденное лучше два раза услышанного» (лезг.), «Виденное лучше слышанного» (лакск.).

В трудовом воспитании показ практикуется в двух направлениях: во-первых, взрослые в процессе работы предоставляют детям возможность наблюдать, что и как они делают (как обращаются с домашними животными и птицей, держат инструмент, с чего начинают работу, при каких обстоятельствах она завершается удачно); во-вторых, взрослые показывают детям, что и как им делать, вручают инструмент и учат, как с ним обращаться, с чего начинать работу и что должно явиться ее результатом. В первом случае показ выступает только как средство наглядности в трудовом обучении, а во втором показ уже включает действие самого ребенка.

Разъяснение и показ, выступающие параллельно, содействуют пониманию детьми смысла выполняемых операций, способствуют их подготовке к сознательному выполнению работ. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вспоминал: «В 1949 году аварская газета опубликовала мою поэму «Год моего рождения». Газета, естественно, побывала в руках отца, и вот я обнаружил экземпляр этой газеты с карандашными пометками. Оказывается, отец внимательно прочитал мою поэму и очень многие строки переделал на свой лад. Легко было заметить, что отец заменил мои наиболее сложные метафоры, наиболее броские сравнения. В строках, написанных поверх моих строк, отец старался выразиться проще, яснее, доходчивее». Так по традиции народной педагогики заботливые отцы буквально во всех сферах жизни должны учить детей, контролировать их действия, но никогда не подменять их собой, не сдерживать их творчества.

В целях нравственного воспитания широко используется в народной педагогике житейская и философская мудрость, отраженная в надписях на предметах (на дверях, воротах, каминах, светильниках, кинжалах, рогах, седлах, бурках, колыбелях), к которым ежедневно прикасается горец. Надписи выполняют в народной педагогике функцию своеобразной наглядной агитации, призывающей человека к нерушимости социально значимых нравственных норм.

Эффективное воздействие оказывает на детей показ и рассказ о народных памятниках людям, совершившим героические подвиги, верно служившим Родине, правде, народу. Детей часто заинтересовывают словами: «Здесь лежит меч богатыря Шарвили» (Ахты), «Тут похоронен народный заступник Хочбар» (Хунзах), «На этом месте сражалась Парту– Патима» (Кумух), «С этой скалы бросился тот, кто не хотел сдаться врагу», «У этого очага сидели еще твои предки», «Из этого родника пили храбрые люди» и др.

Предметом семейной гордости и средством передачи детям благородного опыта старших служат орудия труда деда, бабушки, отца, матери: «Отец получил его от деда, я от отца, пользуйся им достойно». Общественные сооружения (мосты, родники, мельницы, бани, дороги), построенные бескорыстными мастерами за счет личных сбережений, служат в народе памятными реликвиями, показ которых формирует у детей чувство долга перед народом.

Таким образом, метод показа в сочетании с разъяснениями и этической беседой способствует более глубокому восприятию окружающего мира и взаимоотношений людей в нем.

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

20
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

51
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

110
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

100
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

217
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

370
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

155
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...