Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег
Учиться никогда не поздно и полезно. В том числе и учителям. Делиться опытом, узнавать новое, сесть на несколько часов на студенческую скамью – разве это не интересно профессионалу, стремящемуся всегда быть в тренде современных процессов в педагогике, методике преподавания, сфере межличностных отношений наставника и ученика?!
Такая возможность у дагестанских учителей есть. В республике работает педагогическая лаборатория, регулярно проводятся большие образовательные встречи.
Одной из главных площадок развития и совершенствования учительского опыта является Дагестанский государственный педагогический университет им.
Р. Гамзатова. Здесь почти весь март проходила подготовка к конкурсу мастер-классов студентов университета, который прошел в рамках III Всероссийского форума педагогических мастерских учителей года Республики Дагестан «Педагогический PROстор». Соорганизатором мероприятия выступила Дагестанская региональная общественная организация «Учитель года».
Форум собрал на своих полях победителей и призёров конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» российского и республиканского этапов, преподавателей и студентов ДГПУ, учителей школ республики, работников органов управления образованием.
Для участников были предусмотрены круглые столы и мастер-классы победителей и призеров федерального и республиканского этапов конкурса «Учитель года России». Знакомство широкого круга педагогов с наработками коллег, признанных лучшими в своей профессии, несомненно, будет способствовать повышению компетенции молодых, да и опытных учителей тоже. А это в целом улучшит качество образовательного процесса в Дагестане.
Программа форума очень обширна и многопланова, работа шла в 14 секциях. Однако и само его открытие уже стало одним из важных образовательных этапов для всех его участников.
Пленарное заседание началось с минуты молчания в память о погибших во время теракта в «Крокус Сити Холле». Затем с приветствием к участникам и гостям обратился ректор ДГПУ Нариман Асваров. Он подчеркнул особую роль учителя: именно люди этой профессии закладывают фундамент будущего страны. Говорил руководитель вуза и о месте лаборатории педагогического мастерства в общем образовательном процессе, ее значимости в процессе возрождения Даггоспедуниверситета, который уже в третий раз, теперь уже на своей площадке, проводит учительский форум.
Учитель – это доброта, интеллигентность, порядочность, скромность, порой граничащая с аскетизмом, это живой человек. И ему очень важно знать, что он не один, что его понимают, он услышан, любим и труд его оценен
Слово было предоставлено заместителю министра образования и науки РД Гаджимураду Магомедову. Он заверил присутствующих в том, что ведомство делает всё, чтобы в республике был нормальный образовательный процесс . Но приходится констатировать, что еще примерно 5 лет школы Дагестана будут ощущать нехватку учителей, проблема существует по всей стране. Востребованность профессии учителя есть, но проекты, направленные на стимулирование педагогов, такие как «Земский учитель», пока не работают в полную силу. Сейчас Россия переходит на унифицированные образовательные программы, и это может способствовать тому, что выпускники педагогических вузов смогут работать в любом уголке страны.
Председатель Комитета по образованию и науке НС РД Елена Павлюченко говорила о важности труда учителя, на плечах которого лежит миссия научить детей любить свою Родину. Отметила она и работу Ассоциации учителей РД, чья деятельность непосредственно касается всех педагогов республики.
Анжела Байрамбекова, возглавляющая Ассоциацию, поделилась своими мыслями о текущей ситуации в образовании.
«Мы говорим о том, как сделать школы лучше, как сотворить будущее, понимая при этом, что творец его – учитель. Предлагается много проектов по изменению системы образования, принимаются новые стандарты, программы, спускается сверху масса приказов. Но это документы, а дело делают люди, все эти идеи должны переосмыслить и претворить в жизнь простые учителя, которые ежедневно видят перед собой в классе десятки детских глаз, устремлённых на них и ждущих ответов на свои вопросы», – сказала она.
Учитель – это доброта, интеллигентность, порядочность, скромность, порой граничащая с аскетизмом, это живой человек. И ему очень важно знать, что он не один, что его понимают, он услышан, любим и труд его оценен. Быть вместе со своими коллегами помогает Ассоциация учителей. Анжела Байрамбекова призвала педагогов пробовать свои силы в конкурсах, ведь они помогают осознать свое место в профессии и формируют образ совершенного и счастливого учителя. Успешность и удовлетворение от своей работы делают труд учителя привлекательным для молодых людей, стоящих перед выбором будущей профессии. Найти себя поможет педагогам и тесный контакт с Республиканским центром образования, где проходят самые массовые образовательные мероприятия Дагестана.
Эльвира Сайпуева – руководитель департамента «Наука и образование» ГАОУ ДО «Альтаир», учредитель ДРО «Учитель года». В большей степени ее усилиями в республике проходит региональный этап конкурса «Учитель года». Поддержку конкурсу и конкурсантов, в том числе и материальную, оказывает профсоюз работников образования. Председатель ДРО профсоюза работников народного образования и науки России Магомед Амиродинов в своем обращении к участникам форума выразил уверенность, что настанет время, когда победителем всероссийского конкурса учителей станет дагестанский учитель. Гамзатовский университет объединил свои усилия с общественными организациями, чтобы достичь этой цели.
Хорошо понимая важность совершенствования профессиональных компетенций педагога, Эльвира Сайпуева призвала учителей не забывать и о таких важных моментах, как развитие так называемых «гибких навыков» – умение работать в команде, коммуникативную гибкость. Всё, над чем работают учителя, играет на их личный бренд.
А как создать этот бренд, рассказал на своем мастер-классе «Учитель: пять шагов к признанию» победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2023» Алексей Шаулов. Нашим читателям любых профессий будет полезно узнать, что личный бренд, как показатель признания, складывается из следующих этапов работы над собой. 90 процентов успеха в профессии – это знания. Добавьте сюда постоянное саморазвитие, умение презентовать себя, работу над своим эмоциональным интеллектом – и признание вам обеспечено.
С чего начинать молодым педагогам и как не опустить руки при первых трудностях, с которыми придется столкнуться начинающему специалисту, рассказала гость форума Ирина Аржанова, учитель русского языка и литературы из Воронежа, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ. Ее мастер-класс «Первые шаги в профессии педагога: какие они?» – это практические советы, основанные на собственном опыте молодого успешного педагога. Если коротко, то вот они: не паниковать, не бояться просить помощи, делиться своими идеями и наработками, хорошо знать нормативные базу и вдохновляться. Да, так просто и сложно одновременно.
Встречи учителей в Гамзатовском университете стали доброй традицией. Разговор о путях развития образования и внедрении инновационных практик в процесс обучения нацелен только на одно – образование стране нужно народное, то, что обеспечит безопасность государства. Задача эта – в руках учителя.