Диплом без знаний
В эти летние дни многие выпускники школ стоят перед дилеммой – куда пойти учиться? И чаще всего это решают уже их родители, не всегда задумываясь, надо это их дитяти или нет. А подумать об этом стоило бы.
Для начала разговора приведу некоторые факты из биографии двух моих знакомых. Первый окончил один из вузов Махачкалы, получил диплом юриста. Но вскоре пошел работать… на стройку. Даже не попытался устроиться на работу по полученной специальности. Я как-то спросил его с некоторой долей иронии: а что, сейчас на стройку в качестве подсобного рабочего без диплома не берут? На что получил невнятный ответ: ну, так получилось…
Еще один штрих к его портрету. Несколько лет назад он бросил стройку, перебрался в Москву и работает теперь где-то в торговой сфере, по-моему, товар по магазинам развозит. Видимо, без диплома юриста такую работу ему бы точно не доверили.
Второй случай еще более наглядно демонстрирует то, что автор хочет сказать этими заметками. Другой мой знакомый окончил не только вуз, но и аспирантуру, стал кандидатом наук. Сначала работал в школе, затем преподавал в вузе, но в один прекрасный день махнул на всё рукой и ушел… тоже на стройку. В отличие от первого, он недолго месил раствор и клал кирпичи. Залез в кредиты, купил оборудование для стяжки пола и штукатурки стен. Когда рассчитался с кредитом и стал более или менее прилично зарабатывать, прикупил еще подобного оборудования, начал сдавать в аренду. Сейчас его можно считать бизнесменом средней руки. Я задал ему вопрос: не жалеешь, что бросил науку? Ответ был ожидаемым: жалею, что столько лет жизни потратил на то, что не кормило меня и мою семью; постараюсь сделать так, чтобы сыновья мою ошибку не повторили.
Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, которую можно назвать словосочетанием «инфляция дипломов». Да, инфляции подвержены не только деньги. И в том и в другом случае происходят одинаковые процессы. В первом денег становится больше, но их покупательная способность падает. Во втором – дипломов становится все больше, и их ценность также падает. То есть дипломированных людей хоть пруд пруди, но настоящего профессионала, конкурентоспособного специалиста днем с огнем не найдешь. Вот как раз об этом говорят руководители республики, разводя руками и отмечая – не из кого выбирать.
Если у каждого будет диплом, в результате на всех не хватит хорошей работы, а инфляция образования будет расти. Попытка распространить успех при помощи образования приводит к распространению образования, а не успеха
Что удивительно, это проблема не только нашей республики, нашей страны, это становится проблемой мирового масштаба.
Недавно в сети прочитал статью профессора экономики Принстонского университета Брайана Каплана, который утверждает, что реальная польза высшего образования вовсе не в знаниях и образованность вносит очень скромный вклад в богатство страны. Трудно с этим спорить, поскольку богатство страны создается не в высоких кабинетах, а на фабриках и заводах, на полях и фермах.
Еще заморский профессор утверждает, что «образование настолько стало частью современной жизни, что мы принимаем его как должное. Молодые люди должны пройти через круги обучения, чтобы занять свое место в мире взрослых. Мой тезис в одном предложении: цивилизованные общества сейчас выстроены вокруг образования, но есть более правильный и более цивилизованный путь. Если у каждого будет диплом, в результате на всех не хватит хорошей работы, а инфляция образования будет расти. Попытка распространить успех при помощи образования приводит к распространению образования, а не успеха».
В одном из своих интервью Владимир Познер сказал, что «школа – это самое главное, это важнее, чем высшее образование. Потому что в школе закладывается характер, там формируется человек. После школы он выходит, можно сказать, готовым».
Означает ли всё вышесказанное, что нам не нужны образованные люди? Конечно же, нет. Нужны, и даже острее, чем прежде. Речь идет о том, что хорошо бы перестать всех подряд тащить в вузы, поскольку в таком объеме всем новоиспеченным специалистам работы все равно нет. Речь идет о том, что хорошо бы подсократить и количество самих вузов, чтобы они учили меньше людей, но лучше. Совсем недавно в одном только Дербенте было несколько десятков филиалов разных вузов страны. На небольшом двухэтажном здании, где совсем недавно располагалась контора какого-то предприятия, красуется ну очень гордая вывеска – «Институт мировой экономики». Ни больше, ни меньше. Какие экономисты мирового уровня выходят из стен подобных образовательных организаций, известно всем. Один из бывших руководителей республики назвал эти учебные заведения «конторами по продаже дипломов». И подавляющее их большинство было закрыто.
А те, что остались, – чему они учат? Тому ли, что сегодня востребовано на высокотехнологичном рынке, что востребовано цифровой экономикой? На этот счет остаются большие сомнения, поскольку сами преподаватели имеют об этом очень смутное представление. И их дипломы, полученные десятки лет назад, также подвержены инфляции.
На современном этапе нужны и современные знания, которые могут дать не все вузы. И большинство прорывных технологий родилось в головах людей не потому, что их этому обучали. Получив прочные базисные знания в школе, далее люди сами должны учиться, черпать знания из разных источников. Современные технологии в достатке предоставляют эти источники. И сегодняшним абитуриентам хорошо бы ответить самим себе на один вопрос: зачем они идут в вуз – за дипломом или за знаниями? Знания и компетенции, в отличие от дипломов, никогда не будут подвергнуты инфляции.