«Для меня языки, словно звезды на небе…»

Вопрос сохранения родных языков в нашей республике острый, требующий взвешенного подхода и особого внимания. Бьёт тревогу и вузовское сообщество, поскольку желающих стать учителями родных языков с каждым годом становится меньше. И при всей разности подходов языковеды сходятся в необходимости создания базового закона.
На эту более чем животрепещущую тему мы беседуем с победителем республиканского и призером всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2022», и. о. начальника МКУ «Отдел образования МО «Гунибский район» Рамазаном ГАЗИМАГОМЕДОВЫМ (на снимке).
– Рамазан Абдулаевич, в Госдуму вносится законопроект «О языках народов РФ», появится госреестр языков народов страны, что должно упорядочить вопросы правового регулирования языковой политики в самое ближайшее время. Как, по-вашему, повлияет инициатива главы государства на ситуацию в нашей республике?
– Бесспорно, данная инициатива и связанные с ней мероприятия – это «второе дыхание» для родных языков, являющихся не просто средством общения, но и хранителями культурного кода нации, отражающими ее историю, менталитет, мировоззрение. Разумеется, это не означает изоляцию от других культур, а предполагает бережное отношение к своему наследию и активное его развитие в современном мире.
Недаром Президент России особо отмечает, что в эпоху технологической революции именно культурное, духовное наследие является ключевым фактором сохранения национальной идентичности, а значит, и многообразия нашего мира, устойчивости международных отношений. Национальная идентичность – не застывшая данность, а живой и динамичный феномен, который постоянно эволюционирует, сохраняя при этом свою глубинную сущность. И мне в этой связи вспоминаются строки из стихотворения Расула Гамзатова «Горцам, переселяющимся с гор», который, как никто другой, душою болел за судьбу родного языка:
Вы, оставляя родные нагорья,
Не переймите изменчивость рек.
Реки бегут и теряются в море.
Сущность свою сохраните навек.
Заботясь о сохранении родных языков, мы сохраняем национальную идентичность, свое лицо, уникальность и место в многообразном мире. Это залог нашего культурного богатства и процветания грядущих поколений.
На мой взгляд, в нашей уникальной республике краеугольным камнем создания реальных условий для самобытного развития многочисленных языков является принятие республиканского закона о языках РД, который на протяжении нескольких лет с нетерпением ждут патриоты и который в полной мере учитывал бы этноязыковую специфику Дагестана, четко определяя статус каждого языка. Недаром Расул Гамзатов сказал: «Для меня языки народов, словно звезды на небе. Но я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну единую, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце, но пусть сияют мириады звезд. Пусть у каждого будет своя звезда».
Я думаю, в ближайшее время нас порадуют плоды деятельности интеллигенции Дагестана, депутатского корпуса НС РД в работе над задачей по разработке законопроекта о родных языках, определении путей и программ их развития. Светлые мысли связаны и с поручением В. В. Путина, согласно которому до 1 мая 2025 года необходимо было разработать и внести в Госдуму проект закона о языках народов РФ, который существенно изменит законодательную основу, существующую с 1991 года, и с программой по сохранению языков, разработанной Институтом языкознания РАН. Программа рассчитана до 2034 г. и направлена на то, чтобы через 10–12 лет в России повысилась жизнеспособность языков. А в 2025–2026 годах предполагается создание отдельного федерального органа. Его задача – в реализации языковой политики и в открытии региональных и локальных центров по мониторингу состояния языков. Затем сеть таких центров планируется расширить.
Могу сказать, что Институт языкознания РАН уже создал реестр из 155 живых языков народов России, который готов к использованию государственными инстанциями и находится в открытом доступе. Ученые делят все языки страны на три группы: живые, заснувшие и исчезнувшие. К живым относятся языки, постоянно используемые в общении. Заснувшие языки представляют их носители, а также люди, которые частично выучили их или помнят отдельные слова. На исчезнувших не разговаривает никто. Такая классификация описана в аналитической записке от декабря 2023 г., институт предложил использовать её при разработке и реализации государственной языковой политики.
Согласно критериям РАН, язык относится к категории «языки России», если соответствует хотя бы одному из трех пунктов, привязанных к территории, а именно – к компактным поселениям. Это места, где совместно живут представители определенного этноса или приверженцы одной религии. Таким образом, среди критериев указаны языки, носители которых проживают в компактных поселениях (таких, где доля говорящих превышает 20 %); языки, носители которых последние 100–150 лет проживали в компактных поселениях и их потомки продолжают жить в России; языки, не менее половины (от численности в мире) носителей которых проживают на территории страны.
Из 155 используемых языков у подавляющего большинства ограничены сферы применения. Не менее трети языков больше не передаются из поколения в поколение, говорится в разработанной институтом программе по сохранению языков. Например, в государственной системе образования задействовано 105 языков, из них 24 – в качестве языка обучения, 81 – в качестве учебного предмета, следует из Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Всего же в России используется 277 языков и диалектов, сказано там же. Наряду с этим в документе приводятся определенные проблемы, среди которых и частичная утрата этнокультурного наследия. Верится, что на небосклоне Дагестана вечными звёздами будут сиять родные языки, освещая пути жизни и познания наследников славных предков.
– В республике разработана госпрограмма развития родных языков, где акцентируется внимание на том, что у нас «существенно деформировались языковые процессы, это привело к тому, что часть населения утратила владение и пользование родными языками». Что происходит с учебными планами? Достаточно ли учебных пособий в школах, издаются ли в нужном количестве новые книги по родным языкам и литературам?
– На этот вопрос каждый эксперт ответит по-разному, поскольку учителя родного слова, являющиеся ключевыми фигурами в приобщении подрастающего поколения к родной культуре, по-разному относятся к своей миссии. Там, где учителя прививают любовь к родному слову, зажигают сердца детей, царит гармония. Дети таких наставников любят свой язык, изучают его, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, добиваясь больших успехов. Если же обучением детей занимаются учителя, которые вовсе не вкладывают душу в великое дело, тогда будет продолжаться тенденция сокращения числа любителей и ценителей родного слова.
С уверенностью могу сказать, что решение проблемы сохранения родных языков не связано только с созданием нормативно-правовых актов, изданием научно-методических пособий, проведением конференций, форумов, съездов… Самое главное и необходимое условие – обеспечение живого общения в каждой семье. Считаю также целесообразным направить запрос во все общеобразовательные организации с целью выяснения обеспеченности школ учебными пособиями по родным языкам.
Отмечу, что ГБУ РД «ДНИИП им. А.Тахо-Годи» прилагает все усилия издавать в нужном количестве новые пособия. Учебные планы тревожат неравнодушных учителей: количество часов на изучение родных языков и литератур доведено до крайнего минимума, поэтому их необходимо увеличить. Также считаю, что полноценное формирование личности, обладающей самосознанием, в школах Дагестана благополучно можно осуществить, проводя классные часы и другие общешкольные мероприятия на родных языках.
– Что еще следует предпринять для популяризации родных языков, их сохранения?
– Живое общение на родных языках в как можно большем числе групп, прежде всего в семье, садике, школе. Бесспорно, каждому благоразумному человеку небезразлична собственная история, её истоки. Было бы замечательно возродить обучение в начальной школе на родном языке. Верится, что неравнодушными управленцами народного образования будут сделаны шаги к таким переменам.
Дагестанская интеллигенция прекрасно осознаёт, как в процессе глобализации стираются веками устоявшиеся высокие принципы. И кузницей их формирования были и остаются уроки родного слова. Важно, чтобы мелодия родной речи лелеяла умы и сердца поколений чаще. Этого можно достичь. Полноценное формирование любви к родному слову немыслимо в рамках одного урока, предусмотренного в универсальных учебных планах. Изучению родного языка и родной литературы на ступени начального общего образования (1–4 классы) нужно отводить, на мой взгляд, по три часа. Для решения обсуждаемой проблемы эти шесть встреч в неделю для младших школьников я считаю необходимым минимумом. А на уровне основного общего образования (5–9 классы) и среднего общего образования (10–11 классы) – по 2 часа.
Следует отметить, что Министерством образования и науки РД совместно с Дагестанским институтом развития образования проводится ряд мероприятий: олимпиады по родным языкам и литературам, конкурсы «Лучший чтец произведений дагестанских мастеров слова», «Второе дыхание родным языкам», «Лучший учитель родного языка и родной литературы», «Лучший кабинет родного языка» и многие другие. Каждый год консультант отдела общего образования Управления развития общего образования Минобра РД сопровождает участников федерального этапа профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Но все эти мероприятия не будут увенчаны благодатными плодами, если в учебную неделю наши дети не получат нужное количество уроков родного слова. Отрадно, что в 2024–2025 учебном году в Дагестане введён ОГЭ по родному языку и родной литературе. На мой взгляд, ему нужно определить статус обязательного.
Должен заметить, что, несмотря на хлопоты исполняющего обязанности начальника отдела образования муниципалитета, я продолжаю нести знамя учителя родного слова на родине славных мастеров слова Анхил Марин и Эльдарилава в родной Ругуджинской школе. Наши ребята изучают язык предков с любовью. Верим, что родные языки будут жить и передаваться из поколения в поколение через года, через века…
Статьи из «Образование»
Кто святее папы римского?

У азбуки славянская душа

ЕГЭ без страха

Проще – это лучше?

Тревожная реальность

Как учиться дома

Раньше тут был пустырь

Рывок в системе образования

И в этом вся физика…
