Дом, где обучают социализации
Амиру 20 лет. У него умный глубокий взгляд. Обладает незаурядными математическими способностями, к примеру, может за считанные секунды в уме перемножать четырех- и пятизначные числа. Но элементарный вопрос, например, какое время показывают часы, может поставить его в тупик, и ответа вы не дождётесь. Дело в том, что Амир страдает редким заболеванием – расстройством аутического спектра.
Как отмечают специалисты в области здравоохранения, в Дагестане насчитывается немалое количество детей со множественными нарушениями развития.
Еще относительно недавно для них не существовало образовательных учреждений. В традиционные коррекционные школы их не брали. Считалось, что работать с ними невозможно и бессмысленно. В официальной педагогической практике для этой категории в ходу был специальный термин – «необучаемые дети».
Но нашлись люди, которые не захотели мириться с существующим положением вещей и решили доказать, что детей можно обучить. Десять лет назад в Махачкале появилось уникальное для республики учреждение – «Дом дневного пребывания» для детей школьного возраста. А позже на его базе возникла «Учебная квартира» для более старшей возрастной категории.
Заведующая «Учебной квартиры» Диана Гичиева вспоминает о том, как всё начиналось.
– Идея принадлежит Айше Гамзаевой, маме ребенка-инвалида. Она создала общественную организацию «Дагестан без слез» для помощи детям и родителям, кто оказался в аналогичной ситуации. В 2009 году организация подала заявку и выиграла грант, предоставляемый иностранным благотворительным фондом. Это позволило создать учебное заведение, которое мы назвали «Дом дневного пребывания». Помощь оказало и Министерство образования, которое выделило одно крыло в здании махачкалинской школы коррекционного типа.
– У нас был первоначальный список детей, нуждавшихся в помощи. Он включал примерно 30 человек. Мы думали, что этого будет достаточно. Между тем информация о нашем существовании стала распространяться по «сарафанному» радио. К нам потянулся поток родителей. Он становился все больше и больше. Приезжали из самых разных районов. Мы сами поражались: насколько в Дагестане, оказывается, распространена эта проблема. Родители плакали: мы не знаем, куда детей вести, помогите! – вспоминает Диана.
Уже в скором времени в очереди на прием стояло до сотни детей. «Дом дневного пребывания» физически не мог вместить всех желающих. Проблема решилась после того, как было открыто еще одно, более просторное помещение.
Но вскоре для организации наступили трудные времена. В 2012 году закончился срок действия гранта. Обращаться за помощью к иностранным благотворителям не хотелось, поскольку к тому времени были приняты поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», устанавливающие статус «иностранного агента» для получателей заграничной помощи.
Всё это привело к тому, что педагоги и воспитатели перестали получать заработную плату. Тем не менее свою работу они не оставили. Так продолжалось год, пока терпение сотрудников организации не закончилось, и они стали проводить публичные акции протеста, требуя обратить на них внимание.
На крик о помощи откликнулось Министерство образования РД, которое включило учреждение в свой бюджет и предусмотрело выделение средств на заработную плату социальных работников.
Проект продолжал помогать людям. Более того, он начал развиваться.
– Наши ученики подрастали, некоторым исполнилось 18 лет. Для того чтобы помочь им в плане социальной адаптации, мы решили объединить их в небольшие группы, где они учились бы жить самостоятельной жизнью: вести хозяйство, решать свои насущные нужды, но под присмотром социального педагога, – рассказывает Диана.
Добрые люди бесплатно предоставили для этих целей на три года трехкомнатную квартиру в Махачкале. Родители своими силами сделали в ней ремонт.
По признанию педагогов, это был идеальный вариант в плане дальнейшей социализации. Молодые люди учились самостоятельно оплачивать коммунальные услуги, делать покупки, налаживать общение с соседями. В свободное время ходили на море, в кино.
Но когда закончился срок соглашения с владельцами квартиры, воспитанники были вынуждены вернуться в коррекционную школу. Это создало определенные трудности. Во-первых, здесь ребята чувствуют себя немного изолированно. Это чувствуется даже на визуальном уровне: школа отделена от остального мира забором. Кроме того, из этой части города, на окраине Махачкалы, не очень легко выбираться в город, поскольку маршрутки сюда не ходят, а своего транспорта у общественной организации нет.
Недостаток коммуникации с внешним миром, где живут здоровые люди, – это основная проблема.
Здесь работает небольшой, но слаженный коллектив социальных работников. В процессе обучения нет резких рывков, результат достигается небольшими шажками.
– Если мы, к примеру, возьмем детей-аутистов, они ждут инструкции, побуждения к действию. Для них мы создали такие визуальные картинки, расписывающие основные действия, которые они должны выполнять в течение дня: заправить постель, умыться и т. д., – рассказывают воспитатели.
По их словам, зачастую питомцы ведут себя несдержанно: ругаются, даже дерутся, особенно на начальном периоде обучения. Здесь важно проявить терпение. Вот, к примеру, Аслан, когда только пришел сюда, категорически отказывался выполнять задания, грубил воспитателям. Сегодня его называют одним из лучших воспитанников.
Самым надежным мостиком на пути адаптации воспитанников является их трудоустройство. В «Учебной квартире» стараются помочь им в этом при помощи допрофессиональной трудовой подготовки.
Здесь обучают бисероплетению, полиграфическим работам. До недавнего времени был предмет «деревообработка». Ребят учили работать дрелью, напильником. Из бисера изготавливают цветы, зверушек. В музее «Россия – моя история» под изделия выделили место, где их можно приобрести. Есть также нехитрое полиграфическое оборудование, на котором учатся изготавливать блокноты.
А в 2019 году у парней и девушек появилась возможность попробовать себя в настоящей работе. В Махачкале благодаря общественной организации «Жизнь без слез» открылось кафе, где получили возможность работать инвалиды, в том числе с психофизическими нарушениями. Это первое в республике заведение подобного рода.
Здесь трудоустроено 15 человек. Это очень важно, поскольку дает возможность людям с ограниченными физическими возможностями чувствовать себя самодостаточно. Кафе называется «Время перемен».
Это первое в республике заведение подобного типа, где созданы все условия для инвалидов. В то же время это кафе открыто для всех. Организаторы призывают всех горожан активнее приходить сюда. Если ребята увидят, что их детище востребовано, для них это будет большой моральной поддержкой.
У педагогического коллектива много идей. Но не всё зависит от них. Иногда для реализации задуманного нужно содействие. Но зачастую полезная инициатива наталкивается на бюрократические барьеры. Как это было в случае обращения в Министерство спорта с просьбой дать ребятам возможность посещать спортивные секции. У некоторых из них наблюдается повышенная активность, и спортивные нагрузки могли бы направить энергию в полезное русло. Но, как оказалось, для этого нужен коррекционный педагог со спортивным образованием, а такая ставка пока в ведомстве не предусмотрена.
Но такие трудности педагогический коллектив и самих учеников не заставляют опускать руки. Они уверены, что решат любую задачу.