ЕГЭ, ОГЭ и не только
О том, как проходит государственная итоговая аттестация, о нововведениях в проведении экзаменов, проблемах, с которыми пришлось столкнуться, и на что в первую очередь стоит обратить внимание в образовательной сфере, говорили в рамках пресс-конференции на площадке «Дагестанской правды» врио министра образования и науки РД Яхья Бучаев, его заместитель Магомед Абидов, руководитель РЦОИ Аскандар Магомедов, и. о. ректора ДИРО Гульнара Ахмедова, федеральный эксперт Владимир Антокольский.
– Если качество образования в начальной школе можно назвать удовлетворительным, то быть довольными его уровнем в средней школе мы никак не можем. Совместно с Федеральным институтом развития образования мы начали работу по формированию нашей стратегии и сделаем все, чтобы поднять уровень образования в республике, – отметил Яхья Бучаев.
В связи с особенностями проведения ГИА в текущем году в 9-х классах сдавали 2 предмета: русский и математику, а 2705 учеников 11-х классов сменили форму сдачи ГИА с ЕГЭ на ГВЭ (более упрощённый экзамен, оценивается по пятибалльной шкале).
Главный критерий оценки качества образования в Дагестане – объективность и результаты ГИА. Более 33,5 тысячи выпускников 9-х классов сдают ОГЭ в этом году, ЕГЭ написали более 14 тысяч одиннадцатиклассников. Нарушили правила и удалены с ППЭ 29 выпускников 11-х классов.
Магомед Абидов сообщил, что были выявлены грубые нарушения.
– В Интернете обнаружены КИМы по русскому языку. Уже выяснили, чьи это работы, в какой аудитории распечатаны и кому выданы. Результаты этих учеников будут аннулированы, – заявил он. – Очень большую роль при проведении ОГЭ играет человеческий фактор, поэтому мы планируем в следующем году обеспечить видеонаблюдение во всех пунктах проведения экзамена.
В этом году объективность его проведения проверяют 56 общественных наблюдателей из Ростова-на-Дону и 10 федеральных экспертов.
Владимир Антокольский, делясь своими впечатлениями о проводимых экзаменах, подчеркнул:
– Такой динамики в сторону улучшения ситуации с ЕГЭ, как в Дагестане, за последние два-три года нет ни в одной кавказской республике. Конечно, мы выявляем нарушения, но они не влияют на результаты экзаменов. Сложившаяся ранее ситуация – «дети нарушают, а взрослые помогают» – теперь уже точно не аксиома в Дагестане.
Информацию о неполучении некоторыми выпускниками своих результатов прокомментировала Гульнара Ахмедова:
– Эксперты не теряли работы выпускников 9-х классов. Мы выяснили, что каждый ребенок в аудитории получил бланки. У каждого свой индивидуальный комплект, но по ошибке организаторов или при попытке учащихся списать бланки ответов смешались. Поэтому выпускники свои результаты не получили, – разъяснила руководитель Дагестанского института развития образования.
Она также добавила, что пока обращений о несогласии с выставленными баллами не было. Конфликтная комиссия рассмотрела только заявления о нарушении порядка проведения экзаменов.
О технической ошибке при подсчете баллов ОГЭ рассказал Аскандар Магомедов. После завершения обработки экзаменационных работ по русскому языку 5 июня был запущен автоматизированный процесс обработки результатов в системе РИС ГИА (региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся), где по умолчанию была выбрана шкала перевода баллов в пятибалльную систему, рекомендованную ФИПИ. После завершения подсчетов все результаты были выгружены и направлены в муниципальные органы управления образования.
– После того как 6 июня начали поступать обращения из муниципалитетов о несоответствии первичного балла итоговой оценке, была проведена выборочная перепроверка некоторых результатов и выявлена ошибка в шкале перевода первичного балла в пятибалльную шкалу. Первичные баллы были выставлены корректно, но автоматизированная система при конвертации данных баллов в итоговую оценку не учитывала критерий по грамотности. После чего было инициировано обращение в службу технической поддержки Федерального центра тестирования. Специалисты центра повторно выдали ключи для вторичной обработки результатов и инструкцию по корректировке и выверке шкалы перевода с учетом всех критериев, – отметил Магомедов.
Вечером того же дня были выгружены повторно пересчитанные результаты ОГЭ по русскому языку и направлены в муниципалитеты. Таким образом, техническая ошибка оперативно выявлена и исправлена до официального утверждения результатов Государственной экзаменационной комиссией.
Говоря об актуальных проблемах в сфере образования, Яхья Бучаев отметил, что Дагестан – единственный субъект РФ, где соотношение основного персонала к неосновному в школах составляет 7:1, когда в Москве, наоборот, это отношение составляет 27:1. Это одна из причин нехватки средств в образовательных учреждениях.
Кроме того, глава ведомства констатировал, что ранее аттестация педагогов была коррумпированной сферой, комиссия в глаза не видела людей, которым присуждали категории.
«Мы рассматриваем новый порядок аттестации», – сообщил журналистам Яхья Бучаев.