Есть ресурсы и возможности
У многих школьников и их родителей трехсменный режим обучения вызывает беспокойство. И это понятно: родители уходят на работу с утра, а дети в школу – в обед, потом возвращаются затемно. Как следствие, у детей снижается способность усваивать учебный материал и полноценно посещать секции и кружки по интересам.
Дефицит мест в школах остается одной из актуальных проблем отрасли. Как прокомментировали в Министерстве образования и науки РД, на начало текущего учебного года в Дагестане функционируют 1412 общеобразовательных организаций, из них 594 работают в две смены, а 52 школы – в три смены. Численность учащихся, которые занимаются во вторую смену, составляет 139 645 человек, в третью смену ходит 8766 детей.
Специалисты отмечают, что основной причиной увеличения количества школ, работающих в три смены, является прирост количества учеников, особенно в городских школах и населенных пунктах пригородных районов. Так, в 2018–2019 учебном году в трехсменном режиме обучения функционировали 18 школ с контингентом обучающихся 2,7 тыс. детей, 2019–2020 г. – 24 школы (4,1 тыс. детей), в 2020–2021 г. – 28 школ (4,5 тыс. детей).
Главные задачи
В своем недавнем выступлении Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов одним из ключевых направлений в социальной сфере обозначил развитие образования:
«Задачи в этой сфере нам понятны – это и обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования, ликвидация трехсменного обуче-
ния в школах республики и исполнение поручения Президента Российской Федерации об организации горячего питания в школах. Конечно, это проблемы, которые копились годами, но сегодня для их решения есть соответствующие ресурсы и возможности. Главное – обеспечить их эффективное использование».
Что дает «Образование»
Власти стараются изменить ситуацию, в ближайшие годы будут построены новые школы.
По данным профильного министерства, за указанный период введено в эксплуатацию 18 школ, из них 8 – в прошлом году. Также в ведомстве отметили сложности при строительстве объектов образования, в связи с чем в 2021 году не ввели в строй и перенесли сроки ввода на этот год 12 школ. В этом году планируется открыть 23 школы, в 2024 году – 15.
«Из 38 школ в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование» строится 37, в рамках регионального инвестиционного проекта – одна школа (с. Хурик Табасаранского района).
При этом на сегодняшний день не определены источники финансирования строительства 14 общеобразовательных организаций, функционирующих с 3-й сменой обучения, в связи с чем полностью ликвидировать трехсменный режим работы в школах республики пока не представляется возможным. В ходе мероприятий по созданию дополнительных мест в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, на 2023–2024 годы Министерством образования и науки РД подготовлены дополнительно заявки на 50 объектов (20 863 ученических места) и направлены в адрес Министерства просвещения Российской Федерации, в число которых входят школы Махачкалы и Хасавюрта, в которых в настоящее время ведется обучение в три смены. Это позволило бы разгрузить часть школ и ликвидировать третью смену обучения в девяти школах.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета в ближайшее время планируется проектирование двух школ в Бабаюртовском районе (с. Хасанай и с. Геметюбе), по ним уже разработаны и согласованы задания на проектирование строительства. Еще по двум школам Табасаранского района (с. Гюхряг и с. Акка), а также в школе в с. Совхозная Кизлярского района ведётся соответствующая работа для включения их строительства за счёт Республиканской инвестиционной программы.
Ещё одна страница
Тем временем готовится к вводу в эксплуатацию школа на 502 ученических места в поселке Загородный г. Махачкалы (СОШ № 41). Генеральный подрядчик объекта – ФГУП «ГВСУ № 4» Минобороны России, субподрядчик – АО «Дагестанстрой». Накануне специалисты управления проинспектировали завершающий этап работ.
Строительство объекта было начато в июне 2020 года в рамках национального проекта «Демография». На сегодняшний день завершены внутренние отделочные работы, идёт поставка и монтаж оборудования, сборка мебели. Практически завершены благоустройство территории и устройство спортивных площадок.
Для детей школа – самая удивительная страна и второй дом, где каждый урок открывает что-то новое, интересное. И надо сделать всё возможное, чтобы они всегда вспоминали о школе как о лучшем периоде жизни.