Купить PDF-версию
09:46 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
10:02 09.11.2023

Хранить родное

Марьям Ханова
Выпуск - 2023 №№ 306-307
20

Один из исследовательских центров республики – Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи – празднует свое 80-летие.

Созданный в 1943 году постановлением Совнаркома РСФСР научно-исследовательский институт школ, как он тогда именовался, взял на себя задачу становления и развития дагестанской общеобразовательной школы в сложнейших условиях многоязычия, отсутствия единого языка обучения, учебников, а также грамотных, подготовленных учителей. В 1969 году принято постановление Совета Министров ДАССР о присвоении ему имени Алибека Алибековича Тахо-Годи. Название института было изменено в 1991 году в связи с необходимостью обеспечения республиканских организаций учебно-методической литературой на всех этапах непрерывного образования. В 2004 году Институт педагогики за значительный вклад в развитие науки и образования был награжден Грамотой Государственного Совета Республики Дагестан. Эти несколько предложений отражают основные вехи многолетней эффективной работы учреждения, за которой стоит огромный труд его сотрудников.

В зале Кумыкского театра собралась педагогическая, научная, культурная общественность, чтобы еще раз отметить вклад Дагестанского НИИ педагогики в совершенствование школьного образования. Показанный в начале праздничного мероприятия видеофильм рассказал об истории института, этапах его функционирования. Прозвучали имена ученых и педагогов, стоящих у истоков дагестанского образования. С каждым из них связаны достижения в педагогической, воспитательной, методической работе. Но и все собравшиеся в театре в этот юбилейный день так или иначе причастны к общему делу и к тем задачам, которые возложены на институт.

Поздравить его сотрудников пришел Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов, который в своем выступлении отметил заслуги НИИ:

«За годы своей деятельности институт внес уникальный вклад в воспитание и обучение детей, координацию научно-педагогической работы в республике, в формирование и сохранение языков, культуры и традиций народов Дагестана. В тяжелейшее для страны время было принято историческое постановление Совнаркома РСФСР о создании в Дагестане научно-исследовательского института школ. Такое проявление заботы о народном образовании многонационального региона в военное время свидетельствует о незыблемости государственной политики по сохранению и развитию культурной самобытности народов страны. Единственный в бывшем Советском Союзе Институт школ и сегодня единственная научно-образовательная структура, обеспечивающая приобщение молодого поколения к родным языкам, истории, культуре и традициям своего народа».

Содержание учебного материала, методика изучения всегда были в приоритете работы института. История его деятельности начиналась с проведения научно-исследовательских изысканий в области преподавания в нерусской школе, разработки учебно-методических программ и пособий для дагестанской национальной школы, организации курсов и семинаров по повышению квалификации кадров народного образования. В настоящее время институт представляет собой современный научно-исследовательский центр в области этнокультурного содержания образования Республики Дагестан.

Деятельность НИИ тесно связана с жизнью, имеет практическую направленность. Без изучения и обобщения передового педагогического опыта, экспериментальной работы, организованной в школах и других учебно-воспитательных учреждениях, институт не смог бы добиться успехов. Все эти годы Дагестанский НИИ педагогики занимался подготовкой учительских кадров, повышением их квалификации, обеспечением школ учебниками, учебными пособиями по предметам национально-регионального компонента на четырнадцати языках народов Дагестана.

Более 30 лет своей профессиональной карьеры руководил институтом доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РД Гамидуллах Исмаилович Магомедов, ныне депутат Народного Собрания Дагестана. Под его началом была разработана развернутая модель этнокультурного образования в республике.

Говоря о своей деятельности на этом посту, Г. Магомедов подчеркнул, что основной целью для него было добиться двуязычия в нашей республике. Совершенствование преподавания русского языка, без свободного владения которым немыслим сегодня гражданин России, участвующий в трудовой и общественной жизни, и сохранение и развитие родных языков народов Дагестана – вот основные задачи, за выполнение которых взялся институт под его руководством.

С 2005 по 2014 год институт подготовил и направил в школы 200 наименований изданий на родных языках. Это колоссальный успех.

«Народ наш должен знать, что нельзя жить без русского и своего родного, национального языков. За годы своей работы я понял, что нет более чувствительной темы, чем национальные отношения и национальные языки. Двуязычие – вот к чему мы должны стремиться», – уверен Гамидуллах Магомедов.

Со словами поздравления с юбилейной датой ко всем собравшимся в зале обратились председатель Комитета по образованию и науке НС РД Елена Павлюченко, которая зачитала приветственный адрес Председателя НС РД Заура Аскендерова, председатель Республиканской организации работников народного образования и науки Магомед Амиродинов, руководитель Дагестанского отделения Национальной родительской ассоциации Галимат Сурхаева. Директор Санкт-Петербургского филиала издательства «Просвещение» Сергей Зубов рассказал о совместной работе над выпуском учебников на 6 национальных языках.

Абдулмуслим Абдулмуслимов и Яхья Бучаев вручили государственные награды Республики Дагестан научным сотрудникам института.

Работа Дагестанского НИИ педагогики не останавливается. В связи с появлением письменности у бесписьменных народов сотрудниками института вместе с вузовскими учёными еще в 1990 году созданы учебники на рутульском, цахурском и агульском языках. Введение должности советника по воспитательной работе у директоров школ требует нового методического обеспечения. К 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова институт выпустил книгу «В горах мое сердце», очень тепло принятую учителями. Другой важный воспитательный и образовательный проект, реализованный при участии института и поддержанный Главой республики, – издание «Мой Дагестан. Край, в котором я живу» для учеников первых классов.

Трансляция национальных культур, формирование национального самосознания у поколений, забота о культурном и языковом многообразии – общие задачи, стоящие перед государством, решать которые в Дагестане призван научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи. Успех в этом обеспечивают высокий профессионализм его сотрудников, любовь к своему краю, уважение к традициям, самобытности и, конечно же, государственная поддержка.

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

13
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

48
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

104
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

99
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

215
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

369
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

153
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...