Хранитель духовной культуры народа
Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык – бесценный дар, которым мы наделены, в нем одухотворяется весь народ и вся его история. Только он соединяет прошлое с современностью, жизнь предков – с нашей жизнью.
Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения языков народов Дагестана. Пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры. Молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую массу. Поэтому важно выработать у молодого поколения бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.
Язык передается от поколения к поколению, и роль семьи в этом особенно велика. Родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка.
Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует человека как личность. Пользуясь им как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, особенно в первые годы его жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей. И, как показывает практика, дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение легко приобщаются к русскому.
Стесняясь говорить с детьми на родном языке, мы как бы демонстрируем, что их речь неполноценна, теряем одновременно и свой авторитет, и статус языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок будет с гордостью разговаривать на нем и в будущем, будет так же воспитывать своих детей.
В школе нужно прививать учащимся уважение и любовь не только к своему языку, но и к языкам других народов. Ведь в наши дни знание языков является необходимостью. Владение другими языками, наряду с родным, дает возможность приобщаться к культуре разных народов, одновременно глубже познавая красоту и уникальность своей собственной. «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек», – говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию языков человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Изучение языков и культур обогащает нас, делает выше нравственно.
Странно, но факт: дети овладевают английским языком быстрее и лучше, чем своим родным. Тут есть о чем задуматься. В нашей республике на современном этапе наблюдается тенденция снижения роли и значимости дагестанских языков. Большинство учащихся махачкалинских школ признаются, что они понимают родной язык, но не умеют на нем разговаривать, дома общение идет на русском. Связано это с отсутствием доступной среды общения, поскольку язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является инструментом общения между людьми.
В повседневной суете мы не замечаем, как обижаем и унижаем родной язык. Убежден, человек, не знающий своего языка, истории и культуры своего народа, не имеет права называть себя сыном своей нации.
Иногда проблема с изучением родного языка возникает в самой семье. Мы, старшее поколение, с раннего детства слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор, ущелий, рек, равнин. К сожалению, современные условия нашего существования вытеснили из жизни детей институт бабушек и дедушек, игравший огромную роль в воспитании любви к родным языкам, истории, традициям. Бабушки и дедушки нынешних школьников сами не знают родного языка, потому что учились в городских школах. И их дети не получили в наследство родной язык. В этом, конечно же, виноваты родители. Ведь до сих пор встречаются такие, кто утверждает, что детям не нужно изучать родной язык и тем самым убивать время зря, что он не нужен при поступлении в учебные заведения, для карьерного роста и т. д.
Поэтому на современном этапе необходимо разработать программу мероприятий по усилению роли семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, сформулировать в ней принципы национально-языкового семейного воспитания, определить координирующие органы.
Дагестанцы в преобладающем своем большинстве двуязычны. С каждым годом число говорящих по-русски растет, а количество владеющих родным языком сокращается. Социальные различия, существующие между городом и селом, воздействуют не только на экономическое положение людей, но и на их языковое поведение и установки. Степень использования того или иного языка в городе и сельской местности сильно разнится.
То, что дети, обучающиеся в городских школах, слабо владеют своим родным языком и им нередко не хватает серьезного отношения и внимания к обучению родному языку, объясняется следующими факторами: отсутствие общения на родном языке дома, дефицит чувства патриотизма и национальной гордости, недостаточно высокий уровень преподавания, отсутствие совершенной методики обучения.
Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо признать, что для всего человечества важно существование каждого из шести тысяч языков мира, так как они уникальны по своей природе и предназначены для человека как живое духовное наследие, нуждающееся в сохранении и бережном отношении. Самым ярким примером языкового возрождения служит иврит, чему способствовало объединение евреев в государстве Израиль после Второй мировой войны. Иврит (древнееврейский) в течение многих веков не использовался для повседневного общения, но выжил благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа в религиозных учреждениях. После основания государства Израиль в 1948 году ивриту стали обучать в школах, на нем стали говорить иммигрировавшие в Израиль евреи.
Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит – многочисленной нации или малочисленному этносу, – это драгоценный клад, созданный тем или иным народом. Отказаться от своего языка – значит отказаться от части своего прошлого, настоящего и будущего, от привычного самоощущения, от части собственной личности.
Существует простая истина: если язык функционирует, то живет и народ, а если исчезает язык, то исчезает и сам народ.
Сохранять родной язык или нет – этот вопрос могут решить только его носители. Никакая помощь извне, усилия энтузиастов, законы тут не помогут. И никакие неблагоприятные внешние факторы не могут уничтожить язык, если его носители уверены в том, что его нужно сохранять, и готовы прилагать для этого усилия.
Обладание культурой родной речи, правильными литературными нормами языка – это неразрывная часть общей культуры человека. И поэтому борьба за чистоту родного языка, культуру речи – священный долг каждого, кто любит свой язык, свою культуру, свой народ и дорожит ими.