X
09:50 21.02.2018

Хранитель духовной культуры народа

Магомед Магомедов, главный научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, доктор филологических наук, профессор
Выпуск - 2018 №№ 39-40
52

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык – бесценный дар, которым мы наделены, в нем одухотворяется весь народ и вся его история. Только он соединяет прошлое с современностью, жизнь предков – с нашей жизнью.

Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения языков народов Дагестана. Пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры. Молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую массу. Поэтому важно выработать у молодого поколения бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.

Язык передается от поколения к поколению, и роль семьи в этом особенно велика. Родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка.

Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует человека как личность. Пользуясь им как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, особенно в первые годы его жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей. И, как показывает практика, дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение легко приобщаются к русскому.

Стесняясь говорить с детьми на родном языке, мы как бы демонстрируем, что их речь неполноценна, теряем одновременно и свой авторитет, и статус языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок будет с гордостью разговаривать на нем и в будущем, будет так же воспитывать своих детей.

В школе нужно прививать учащимся уважение и любовь не только к своему языку, но и к языкам других народов. Ведь в наши дни знание языков является необходимостью. Владение другими языками, наряду с родным, дает возможность приобщаться к культуре разных народов, одновременно глубже познавая красоту и уникальность своей собственной. «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек», – говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию языков человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Изучение языков и культур обогащает нас, делает выше нравственно.

Странно, но факт: дети овладевают английским языком быстрее и лучше, чем своим родным. Тут есть о чем задуматься. В нашей республике на современном этапе наблюдается тенденция снижения роли и значимости дагестанских языков. Большинство учащихся махачкалинских школ признаются, что они понимают родной язык, но не умеют на нем разговаривать, дома общение идет на русском. Связано это с отсутствием доступной среды общения, поскольку язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является инструментом общения между людьми.

В повседневной суете мы не замечаем, как обижаем и унижаем родной язык. Убежден, человек, не знающий своего языка, истории и культуры своего народа, не имеет права называть себя сыном своей нации.

Иногда проблема с изучением родного языка возникает в самой семье. Мы, старшее поколение, с раннего детства слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор, ущелий, рек, равнин. К сожалению, современные условия нашего существования вытеснили из жизни детей институт бабушек и дедушек, игравший огромную роль в воспитании любви к родным языкам, истории, традициям. Бабушки и дедушки нынешних школьников сами не знают родного языка, потому что учились в городских школах. И их дети не получили в наследство родной язык. В этом, конечно же, виноваты родители. Ведь до сих пор встречаются такие, кто утверждает, что детям не нужно изучать родной язык и тем самым убивать время зря, что он не нужен при поступлении в учебные заведения, для карьерного роста и т. д.

Поэтому на современном этапе необходимо разработать программу мероприятий по усилению роли семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, сформулировать в ней принципы национально-языкового семейного воспитания, определить координирующие органы.

Дагестанцы в преобладающем своем большинстве двуязычны. С каждым годом число говорящих по-русски растет, а количество владеющих родным языком сокращается. Социальные различия, существующие между городом и селом, воздействуют не только на экономическое положение людей, но и на их языковое поведение и установки. Степень использования того или иного языка в городе и сельской местности сильно разнится.

То, что дети, обучающиеся в городских школах, слабо владеют своим родным языком и им нередко не хватает серьезного отношения и внимания к обучению родному языку, объясняется следующими факторами: отсутствие общения на родном языке дома, дефицит чувства патриотизма и национальной гордости, недостаточно высокий уровень преподавания, отсутствие совершенной методики обучения.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо признать, что для всего человечества важно существование каждого из шести тысяч языков мира, так как они уникальны по своей природе и предназначены для человека как живое духовное наследие, нуждающееся в сохранении и бережном отношении. Самым ярким примером языкового возрождения служит иврит, чему способствовало объединение евреев в государстве Израиль после Второй мировой войны. Иврит (древнееврейский) в течение многих веков не использовался для повседневного общения, но выжил благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа в религиозных учреждениях. После основания государства Израиль в 1948 году ивриту стали обу­чать в школах, на нем стали говорить иммигрировавшие в Израиль евреи.

Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит – многочисленной нации или малочисленному этносу, – это драгоценный клад, созданный тем или иным народом. Отказаться от своего языка – значит отказаться от части своего прошлого, настоящего и будущего, от привычного самоощущения, от части собственной личности.

Существует простая истина: если язык функционирует, то живет и народ, а если исчезает язык, то исчезает и сам народ.

Сохранять родной язык или нет – этот вопрос могут решить только его носители. Никакая помощь извне, усилия энтузиастов, законы тут не помогут. И никакие неблагоприятные внешние факторы не могут уничтожить язык, если его носители уверены в том, что его нужно сохранять, и готовы прилагать для этого усилия.

Обладание культурой родной речи, правильными литературными нормами языка – это неразрывная часть общей культуры человека. И поэтому борьба за чистоту родного языка, культуру речи – священный долг каждого, кто любит свой язык, свою культуру, свой народ и дорожит ими.

Похожие

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Душа и сердце каждого

14
Дорогие наши читатели! Мы должны и обязаны помнить о том, что на всей нашей планете не было и...

Дети знают, как сохранить родной язык

43
Настоящим детским праздником творчества, культуры и...

Сохраним языковое многообразие

20
Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная...

Сохраним язык – сохраним культуру

25
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Родной язык – духовная опора

131
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Родная речь – дарованное благо

118
Ее все больше влечет родная речь – предмет, которому она...

Родной очаг – святыня наша

55
Мелодия народного языка – сокровище, завещанное нам предками. Так рассуждает учитель...

Нет языка – нет народа

193
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов....

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

13
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

48
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

102
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

99
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Негасимый свет её души

215
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

369
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

153
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...

Ценный предмет

215
С интересом прочитал проблемную статью «Мозаика народов и культур» профессора Загира...