Инклюзивные уроки
Когда-то это казалось невозможным. И развернувшиеся в свое время дискуссии «внедрять или не внедрять инклюзивное образование в общеобразовательные учреждения» всколыхнули общественность. Было немало как сторонников, так и противников, аргументировавших свои доводы сложной спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их слабыми способностями к учебе и, самое главное, непростым процессом адаптации с обычными детьми, которые, как правило, допускают насмешки, грубость по отношению к ним.
Работа велась долгая и сложная, в том числе и с родителями детей. Опытные же педагоги-практики считали инклюзивное образование учебной терапией, с помощью которой «особенным» ученикам будет легче адаптироваться в социуме и находить применение своим знаниям.
Махачкалинская гимназия № 4 – одно из первых общеобразовательных учреждений в России, где было организовано инклюзивное обучение детей. За 13 лет успешной работы педагоги внедрили многие современные практики, сегодня их опыт работы перенимают и в других субъектах страны. Здесь дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе со здоровыми сверстниками.
Первый этаж полностью оборудован и адаптирован под «особенных» детей. Для удобства у входа установлены пандус и кнопка вызова, коридоры по всему периметру оснащены стеновыми поручнями, установлен специализированный лифт. В классах специальные парты и стулья. Мебель в кабинетах расположена так, чтобы дети могли свободно перемещаться.
Педагоги рассказывают, как всё начиналось и какой путь пришлось пройти. Первые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе и при содействии Министерства образования и науки РД и администрации Махачкалы. Поначалу функционировал только один класс, в котором учились всего пять детей. Со временем люди узнавали о программе, рассказывали друг другу, и желающих обучаться со здоровыми сверстниками стало больше. Сегодня детей с ОВЗ здесь более 70-ти.
– Многие детки передвигаются на инвалидных креслах. Есть школьный автобус, на котором их привозят и увозят, – поясняет завуч по учебной работе Нияра Султанова.
Родителям «особенных» детей, конечно, важно, чтобы их ребенок получал образование в такой среде, потому что в первую очередь речь идет об адаптации в социуме. Учителя стараются помочь им, поддержать.
Разумеется, в первый год обучения приходилось непросто – это и постоянные поиски новых методик, и дальнейшее применение их на практике. Сегодня уже можно гордиться достигнутыми результатами и утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут на равных обучаться с остальными, соревноваться на различных конкурсах и в спорте. После окончания девяти классов у них есть выбор: либо перейти в десятый класс, либо поступить в колледж. Успехи ребят – особый повод гордости для педагогов, о них наперебой рассказывают и сами ученики.
Например, на международном конкурсе «Лисёнок» среди младших классов за звание самого умного, сильного, талантливого Исмаил стал лучшим в номинации «Окружающий мир», Мавлет занял второе место по русскому языку. Ими гордилась вся республика.
– А я! А я! – это Мухаммад тянет руку, выпрыгивая из-за парты, – а я занял третье место!
Это он так пошутил, чем сильно развеселил одноклассников. Впрочем его награды еще впереди.
– Наши дети очень талантливые и старательные, – отмечает их классный руководитель Зада Ибрагимова.
А тем временем шестиклассники слушают басни в аудиоисполнении артистов, после чего в классе поднимается шум: каждый из ребят хочет высказать свое мнение, получить одобрение учителя и унести домой «пятёрку» за урок.
По словам педагогов, трудности возникают именно в первый год обучения, пока дети привыкнут к учебному процессу, к другим ученикам. Дети обучаются по общеобразовательной программе и времени на закрепление одной темы отводится столько же, отличает только то, что в инклюзивном классе могут обучаться не более десяти ребят и в каждом классе, помимо классного руководителя, есть еще и тьютор. Без него на уроке не обойтись. Он же помогает ребятам с уроками, сопровождает в столовую, в кабинет лечебной физкультуры и если ученику необходимо выйти во время урока.