Язык: богатый и звучный
Родной язык. Он словно колыбельная, звучащая с рождения, он песнь песней, он материнский наказ, наставляющий следовать заветам предков беречь его, привнося историю в современность, обогащая каждого из нас.
– Для меня родной язык нечто большее, чем обиходная речь, – говорит Гюльмира Мамедова (на снимке), учитель родного языка каспийской СОШ № 3 им. А. Гаджибекова. – Это корневая основа, в которой, как в зеркале, отражается история народа, его прошлое и настоящее.
Собеседница вспоминает, как отец, педагог-наставник, директор сельской школы в селе Сиртыч Табасаранского района Ширинбек Байрамбекович, сызмальства общаясь с детьми (а их было восемь), втолковывал, что нет ничего дороже родного языка и его надо любить как родную мать.
– Все восемь детей стали педагогами, а значит, не прошли даром уроки отца, – улыбается учительница. Правда, поначалу она выбрала специальность «русский язык» в национальной школе – отец настоял, мотивируя тем, что не хватает русоведов. И после окончания филфака ДГУ молодой педагог действительно два года вела в родной школе русский язык и литературу. Но позже, когда переехала с семьей в Каспийск, ей предложили учить детей родному слову.
– Многое пришлось черпать из тематических уроков моих коллег, изучать методику преподавания родного языка, – вспоминает Гюльмира Мамедова. – Сотрудничала с Институтом им. Тахо-Годи, обращалась в книжное издательство, чтобы под руками находились не только учебные пособия, но и литературные произведения, которые я могла бы использовать в практической работе. Я понимала, что изучение родного слова связано не только с фонетикой и морфологией, но и с возможностью прикоснуться к живой истории многонационального края, судьбе каждого народа. Ведь у всех свои легенды, притчи, сказания. Свод языкового многообразия народов позволил в каждом из наречий, диалектов запечатлеть судьбоносные события, сохраняющие и развивающие языковую культуру, переданную предками своим наследникам как самое дорогое сокровище.
Для педагога важно, чтобы ее ученики изучали язык не механически, а осмысленно, осознавая, что они являются носителями языковой культуры. Я спрашиваю, насколько это трудная задача – прививать языковые навыки в городской школе.
– Трудная. Ведь если в селе местные жители являются носителями языковых традиций и, что немаловажно, даже думают на родном языке, да и преподавание носит не формальный, а обязательный характер, то в городских школах ситуация несколько иная. Тут изучение родных языков носит второстепенный характер, а иные школы и вовсе стараются сократить число часов. Но если задуматься, язык скорее категория нравственная, чем лингвистическая, и он является неотъемлемой частью существования любого народа. И работая над сохранением и популяризацией родных языков, полумерами не обойтись.
Педагог благодарна директору школы Мадине Магомедовне Агаевой, выделившей на изучение родных языков не два часа в неделю, а три. Но даже в этом случае, замечает Гюльмира Мамедова, ученикам порой недостает и часов, и учебников. Какой выход? Моя собеседница считает необходимым принять республиканский закон, что позволит решить многие вопросы, связанные с развитием национальных языков в Дагестане.
Рассказывая о методике преподавания, Мамедова загорается, делясь впечатлениями о том, как ее ученики на вопрос, озвученный на русском языке, отвечают на родном. Говорит, что растет интерес к национальной культуре, традициям и обычаям.
– Необходимо учитывать, что табасаранский язык сложный, новичку в нем не так просто разобраться, ведь немало лингвистических тонкостей, которыми ученику надо овладеть, – говорит она. – И когда я вижу, что мои подопечные не просто активно проявляют себя на уроке, но размышляют, выражают желание узнать как можно больше, у меня теплеет на сердце.
Мамедова рассказывает, что стало хорошим правилом, когда на ее занятия приходят родители, проявляя интерес к родному языку.
– Я понимаю, что должна работать еще больше и лучше. И стараюсь быть в курсе нововведений, ведь сегодня и в высшей школе многое меняется в изучении родных языков, появилось немало учебных направлений, например, англо-табасаранское.
Педагог считает собственное постоянное обучение необходимостью. Участие в различных языковых конкурсах для нее важная разминка. Это не просто возможность достижения высокого уровня профессионализма. Пообщавшись с педагогами из других российских регионов, можно увидеть и услышать, как работают языковеды, с какими проблемами сталкиваются, что стоит у них перенять и чем поделиться со своими коллегами.
Вместе с учителем в конкурсах участвуют и ученики, что для Мамедовой является предметом особой гордости. Можно ли ее назвать учителем-наставником? Без сомнений. Педагог рассматривает свой предмет не только как учебную дисциплину, но и как воспитательный компонент, пропагандирующий патриотизм нынешнего и прошлого, чтобы ее ученики усвоили уроки Великой Отечественной войны и
спецоперации на Украине, где теперь идет яростная война с фашизмом. Она проводит параллель между героями Великой Отечественной войны и теперешними славными военнослужащими российской армии. Уроки эти вызывают интерес не только у учеников, но и среди коллег.
Учитель не раз принимала участие в республиканских, всероссийских, международных научных конференциях, в профессиональных конкурсах «Лучший учитель родного языка» в 2011, 2019 годах, становясь призером и победителем муниципального этапа, призером республиканского этапа. Участвовала во Всероссийском конкурсе языковедов. Стала призером регионального этапа конкурса методических разработок и победителем Всероссийского международного конкурса в Москве.
Для Гюльмиры Мамедовой участие в ежегодном конкурсе «Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка», проходившем в смешанном формате, стало сверкой часов в методологических подходах к изучению родного языка.
– Это федеральная площадка, объединяющая учителей общеобразовательных организаций, деятельность которых направлена на сохранение языков и культур народов России, формирование общероссийской гражданской идентичности.
В ходе конкурса участники мастер-классов демонстрировали свое педагогическое мастерство, делились собственными наработками и методиками преподавания, – рассказывает собеседница.
По итогам конкурсных испытаний педагог из Дагестана была признана победителем номинации «Лучшая разработка урока, посвященная Победе в Великой Отечественной войне». Гюльмира Мамедова представила методическую поурочную разработку «Образ лирического героя в стихотворении Манафа Шамхалова «Снайпер Абдула», посвященную герою Великой Отечественной войны Абдулле Сефербекову, уничтожившему 110 фашистов.
– Когда я узнала, что проходит заочный этап конкурса, решила отправить свои методические разработки. Но когда пришло приглашение на очный этап, немного растерялась. Однако коллеги убедили меня в необходимости участия в престижном конкурсе, – рассказывает педагог.
Выступая на сцене, она рассказала об участии дагестанцев в Великой Отечественной
войне, о судьбе снайпера из села Чувек Табасаранского района А. Сефербекова и поэте М. Шамхалове, который, можно сказать, обессмертил подвиг солдата. Говорила о героях нового периода – Магомеде Нурбагандове, Зайнутдине Батманове, сегодняшних героях СВО. Выступление свое сопроводила видеорядом с фотографиями героев, военной хроникой, старыми газетными вырезками фронтовых лет и даже кроссвордами на военную тематику, другими материалами. А еще исполнила на табасаранском языке песню «Сын не возвращается».
– В зале сначала стояла тишина, потом два члена жюри вышли на сцену и обняли меня, поблагодарив за выступление, – вспоминает женщина.
Активный участник педагогических конкурсов, она является и экспертом-консультантом в международном исследовании «Интерактивные инструменты в работе учителя», проводимом электронными СМИ «Педсовет/Pedsоvet.org». Обладает сертификатом «Обучение родным языкам и литературе народов России в образовательных организациях: актуальные вопросы и возможные пути решения проблем», дипломом участника конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России в использовании цифровых ресурсов в обучении родному языку».
По мнению педагога, необходимым инструментарием в освоении учащимися учебного материала служат визуальные словари, электронное тестирование, интерактивные модули. Сегодня это требование современной школы, считает Мамедова.
Педагог, наставник Гюльмира Мамедова награждена нагрудным знаком «Отличник образования РД». Но она так говорит об этом: «Да, приятно, когда тебя оценивают коллеги. Но я продолжаю учиться вместе со своими учениками и считаю, что мастерство в том и заключается, когда учитель сам ищет возможности для новых свершений».