Юные дагестанские исследователи стали призерами всероссийского конкурса
У человечества очень много вопросов, на которые еще предстоит найти ответы. Наш юный исследователь Айшат Магомедова решила попытаться самостоятельно ответить на некоторые из них.
Недавно она стала призером масштабного всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Проект Айшат был признан одним из лучших (свои работы представили 110 тысяч участников со всей страны).
Среди 14 направлений, в рамках которых школьники могли презентовать собственные проекты, она выбрала «Когнитивные исследования».
Эти исследования, по ее мнению, являются одними из наиболее актуальных, поскольку тесно связаны с психологией. А психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно – примерно в конце XIX века.
Девочка росла в семье, где существовала традиция чтения, и это, конечно же, подталкивало ее к всестороннему развитию. А в подростковом возрасте у нее появился интерес к науке, и всё свое свободное время она уделяла изучению соответствующей литературы. Заметив, что дочь очень увлечена этим, мама Айшат (а она преподаватель ботаники в Дагестанском медуниверситете) стала работать с ней над различными проектами. Помогали также учителя.
О конкурсе «Большие вызовы» наша героиня узнала от научного руководителя, он и предложил ей принять в нём участие, попробовать свои силы на федеральном уровне.
«На первых порах подготовка была сложной. Однако потом, когда я вникла в суть, работать над проектом стало намного легче», – рассказывает Айшат.
Проект показывает, как влияют экзамены на психику и физиологическое состояние подростков. Следует отметить, что 90 % учащихся испытывают сильнейший стресс. Многие чувствуют недомогание во время подготовки к экзаменам, у них часто болит голова. В связи с этим необходимо морально готовить будущих абитуриентов.
«Ребята должны понимать, что сдача ЕГЭ – это всего лишь один из жизненных этапов, и даже если пройти его с первого раза не удастся, то жизнь на этом не заканчивается», – отмечает автор, рассказывая о своей работе.
В рамках проекта состоялось тестирование среди одиннадцатиклассников – в начале учебного года и в период проведения промежуточных пробных работ.
Айшат с научным руководителем меняли адаптационный потенциал школьников по специальной формуле, в частности измерили их пульс, рост, вес, чтобы вычислить норму для каждого и сравнить ее с состоянием в экзаменационный период.
Также проводили тестирование Спилбергера (шкала тревоги). Результат определялся по баллам, которые показывали, насколько сильной бывает их личностная тревожность (постоянная, присущая им) и ситуативная (в определенный момент прохождения теста). Итоги исследования таковы: психика и физиологическое состояние в период сдачи экзаменов ухудшаются в разы. А значит, следует уделять особое внимание психологической подготовке учеников.
Этот опыт, помимо прочего, пригодится и ей самой, ведь в следующем году Айшат Магомедовой предстоит сдавать ЕГЭ.
«Согласно опросу, который мы провели, выяснилось, что большинству респондентов справляться со стрессом помогает поддержка близких. Родственники должны находиться рядом, помогать, направлять, наставлять», – делится юный исследователь.
Несмотря на то, что сегодня большую часть своего времени она посвящает когнитивным исследованиям, свое будущее планирует связать с технологиями и кибербезопасностью.
Мирзеахмед Халилов – еще один призер «Больших вызовов» – тоже определился с будущей профессией. «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» – так называется направление, в котором он разработал проект для конкурса.
«Мой проект API разработан с помощью искусственного интеллекта. Проще говоря, он представляет из себя помощника для учащегося, который, основываясь на его знаниях, объясняет суть изучаемого предмета», – говорит юноша.
Работая над ним, Мирзеахмед параллельно пересматривал сериал «Мистер Робот» (благодаря ему он в свое время заинтересовался этичным хакингом).
Тяга к компьютерной науке у старшеклассника появилась еще с детства. Мультфильмы и фильмы про хакеров впечатляли его своими возможностями. В семь лет мальчик получил самый желанный подарок – свой первый ноутбук. Сначала он просто скачивал игры, «ловил» вирусы, «ломал» жесткие диски. Потом, уже в школе, стал изучать операционные системы.
В 7-м классе преподаватель информатики, научный руководитель Елена Гюрджян, заметив повышенный интерес школьника к компьютерам, открыла ему доступ к курсу по изучению Python – языка программирования.
Благодаря участию в конкурсе «Большие вызовы» Айшат, Мирзеахмед и другие призеры получили возможность поступить в университет «Сириус» на новую экспериментальную программу без вступительных испытаний. Такой вот приятный бонус.
Желаем, чтобы каждый школьник, проявляющий усердие в учебе и не отступающий перед сложностями, мог раскрыть свой потенциал, получил билет в светлое и счастливое будущее!