Как учиться дома
Начинала писать эту колонку с твёрдым убеждением, что детям в современной школе просто не выжить – так часто и много говорят о возрасте, почти непосильной нагрузке. И верно – по 7 или даже 9 уроков при шестидневке выдержать непросто. А тут еще и задания на дом, без которых никак. Или можно обойтись? Давайте разбираться.
Что делает ваш ребенок, придя из школы? Тут у каждого своя система – обед, небольшой отдых и дальше домашнее задание или всё наоборот.
А если домашка занимает у него столько времени, что на полноценный отдых, общение с друзьями и любимые занятия просто не хватает времени?
И здесь тоже два варианта – либо ребенок тратит слишком много часов на простое домашнее задание, либо школа чересчур загружает.
По поводу того, каков правильный объем домашней работы, в профессиональных кругах единого мнения нет.
В некоторых странах установлено правило так называемых 10 минут. Это когда в первом классе время занятий дома не должно превышать 10 минут, во втором – 20 и так далее. Тем самым старшеклассники в среднем должны тратить на выполнение домашки примерно 2 часа.
Но способен ли первоклассник российской школы выполнить за столь короткий промежуток письменные задания к ежедневным урокам русского языка и математики, да еще подготовить устную работу по литературному чтению или предмету «Окружающий мир»? По опыту определенно ясно, что только на русский язык и математику ученик тратит в среднем 15–20 минут. В общей сложности на домашнюю работу у первоклассника уходит не менее 40 минут.
После небольшого опроса выяснилось, что больше всего уходит времени на учебу дома у учеников средней школы. Иногда и до 4 часов в день.
В образовательной сфере обсуждается идея сокращения объёма домашних заданий для школьников. Предполагается, что на их выполнение ученики младших классов будут тратить не более 30 минут в день, а старшеклассники – до 1,5 часа.
Одна из самых распространённых причин отсутствия сосредоточенности – «отвлечение». Поэтому тихое рабочее место и отсутствие телефона рядом школьнику просто необходимы
Главная цель – снизить нагрузку и стресс у детей. Однако учителя опасаются, что это может негативно сказаться на уровне знаний и подготовке к экзаменам. Будет ли школа обязана следовать этому правилу, жизнь покажет. А пока на практике выходит так, что учителя и в целом школа задают на дом в соответствии со своими стандартами.
Что делать родителям, если ребенок дома слишком загружен (ведь домашнее задание в последние годы стало и их проблемой тоже)?
По мнению экспертов, следует прежде всего помочь ему сосредоточиться. Работа под телевизор, а точнее под телефон, в перерывах между сообщениями друзьям или «стрелялками» не способствует четкой организации труда. Управление временем – важный фактор оптимальных затрат на домашку.
Отсутствие сосредоточенности может быть вызвано многими причинами. И самая распространенная из них – то самое «отвлечение». Поэтому тихое рабочее место и отсутствие телефона рядом школьнику просто необходимы.
Иногда дети не понимают основ или задания могут быть для них новыми, что может повлиять на скорость выполнения. Тут родители могут подключиться, чтобы объяснить непонятное.
При переходе в следующий класс важно помочь ребенку принять тот факт, что нагрузка увеличится. Может быть, стоит разбить домашнее задание на мелкие части и попробовать выполнять его с перерывами.
Ни для кого не секрет, что необходимость решать задачи, которые не соответствуют уровню развития школьника, приводит к значительному стрессу как для детей, так и для их родителей.
Задание, превышающее этот уровень, не приносит пользы оценкам или среднему баллу детей, кроме того, есть множество доказательств, что оно пагубно влияет на их отношение к школе.
В некоторых частных школах страны работает система отсутствия домашних заданий. В Дагестане эта политика несколько трансформировалась. После основного времени учебы дети, как правило, идут на продолжительный перерыв с обедом, прогулкой и активными играми, а затем тут же в школе приступают к выполнению домашки под руководством того же учителя. Это их организует, плюс действуют некоторые стимулирующие приемы, применяемые учителями, и дело спорится гораздо быстрее. На выполнение одного и того же задания в школе может уйти в два раза меньше времени, чем дома. С другой стороны, эту дополнительную работу назвать домашней можно лишь с натяжкой.
Еще один острый вопрос, напрямую связанный с самостоятельной работой ученика после школы, – посещение репетитора.
В наши дни стало почти обязательным отправлять детей на платные занятия. Это происходит по двум причинам: у родителей нет времени либо детям нужна профессиональная помощь в учебе. Особенно это практикуется у родителей выпускников 9 или 11 классов.
Хотя такие занятия и помогают, но они перегружают ребенка, ведь «платники» также дают детям домашку. То есть школьная программа накладывается на задания репетитора, что мало кому под силу. Как рассказывают учителя, зачастую они, идя навстречу детям, просто закрывают глаза на невыполнение ими домашнего задания. Хорошо ли это? Вряд ли. Занятия с репетитором вовсе не гарантия успешной учебы, к сожалению. Реальность такова, что зачастую это лишняя трата денег. Иногда ребенка нужно просто подтолкнуть к верному решению, направить, для этого и времени родительского много не потребуется.
Успех в учебе зависит от установок в семье: каковы приоритеты родителей, на что нацелен ребенок, воспитан ли он в убеждении о необходимости труда, приложения собственных усилий в достижении целей. Если мыслить конструктивно, чувствовать ответственность за свою дальнейшую судьбу, понимать важность образования, то идти вперед школьнику будет гораздо легче.
Домашнее задание – не только закрепление пройденного на уроке материала, но и первые навыки самостоятельной работы и управления своим временем, которые он получает. Важно при этом, чтобы учеба не стала препятствием к полноценной жизни.
Статьи из «Образование»
Раньше тут был пустырь

Рывок в системе образования

И в этом вся физика…

От минералов до лазеров

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

По стопам папы и мамы

Что ждёт мир, Амир?

ЕГЭ: быть или не быть?

Новая философия воспитания
