Креативность и командная работа
На днях в столичном центре повышения квалификации прошла конференция «Образование XXI века: итоги, перспективы, возможности», посвященная 5-летнему юбилею УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации».
Итоги учебной, методической и организационной работы центра за истекший период подвел директор центра, председатель комиссии Общественной палаты г. Махачкалы, д.э.н., профессор Магомед Абакаров. Он сказал, что большую помощь центру по проведению круглых столов, конференций и семинаров оказал Общественно-консультативный совет, в который вошли известные в республике ученые-обществоведы, учителя с многолетним опытом работы, общественные деятели.
В прошедшие годы поднимались такие проблемные вопросы нашего образования, как квалификация педагогов; работа с одаренными детьми; школьный учитель, его самообразование, дополнительное образование, школы искусств, родной язык, русский язык и др. Как правило, в резолюциях по итогам обсуждения рекомендации адресовались представителям органов власти различных уровней, преподавателям и сотрудникам учреждений образования, науки и культуры, а также политическим партиям и общественным объединениям для экспертизы важнейших решений в области образования.
МЦПК – это образовательное учреждение, которое реализует программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и профессионального обучения. Поскольку большая часть этих программ посвящена педагогическим работникам, то на юбилейном торжестве их было большинство. Также были приглашены представители министерств и ведомств, с которыми сотрудничает центр.
Магомед Идрисович Абакаров в своём выступлении вкратце рассказал об изменениях, которые происходят в системе образования, и к чему должно стремиться педагогическое сообщество, чтобы не отстать, чтобы, как говорится, держать руку на пульсе. Система российского образования претерпевает существенные изменения начиная с 2013 года, то есть с момента вступления в силу нового федерального закона об образовании, с внедрением новых образовательных стандартов и системы учительского роста.
«Какие бы реформы ни проходили, они замыкаются на конкретном исполнителе, то есть на педагоге. Для успешной реализации поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетенции. Одной из приоритетных задач является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. Анализ стратегических документов федерального и регионального уровня говорит о необходимости постоянного повышения квалификации педагогических работников. Основная проблема педагогических кадров заключается в том, что многим педагогам старшего поколения приходится учиться заново, осваивая методики и современные информационно-коммуникационные технологии», – отметил он.
Далее М.Абакаров остановился на проблемных вопросах:
«В современных условиях реформирования образовательной системы углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной квалификации педагогов. Чтобы максимально эффективно решить эту проблему, была создана национальная система учительского роста, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ. Здесь следует отметить, что это усовершенствованная система аттестации педагогических работников. Министр образования РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и единых федеральных требований. До этого не было единых критериев оценки, что не позволяло увидеть объективную картину и судить о качестве преподавания. Если вы помните, ранее аттестация сводилась к тому, что учителя готовили портфолио и соответственно потом их защищали. Сейчас будут присваиваться новые квалификационные категории в соответствии с образовательной деятельностью педагога, которые будут отражены в штатном расписании и учитываться в заработной плате. Надо отметить, что задача внедрения системы учительского роста была поставлена Президентом РФ В.Путиным еще в конце 2015 года. Особенностью новой системы являются следующие составляющие: новый метод аттестации позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт, второй критерий – это внедрение нормативно-правовой базы системы учительского роста, третий важный момент – использование различных методов стимулирования педагогических работников. С помощью этой системы преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников. В последнее время, кроме повышения квалификации, актуальными стали программы профессиональной переподготовки. О чем речь? Учителя могут преподавать разные предметы, и им необходимы по каждому предмету профессиональные знания, что обеспечивают курсы профессиональной переподготовки. Эти курсы гораздо эффективнее, чем второе высшее образование и магистратура».
На конференции выступающие отмечали важную роль МЦПК в проведении курсов профессиональной переподготовки, повышения квалификации. Реализуется свыше 115 программ дополнительного профессионального образования. С прошлого года внедряется программа профессионального обучения. Это программа для заведующих хозяйствами, поваров и других работников вспомогательного персонала. За 5 лет обучение прошли свыше 23 тысяч педагогов. С 2017 года внедряется система дистанционного обучения, что позволяет реализовывать программу не только на территории РД, но и на территории всей РФ. Человек может из любого региона пройти обучение, и нет необходимости приезжать в образовательный центр.
Представители министерств и ведомств говорили об успешной координации работы с МЦПК. В частности, в 2018 году в рамках программы опережающего обучения и дополнительного профессионального обра-
зования лиц, находящихся под риском увольнения, вновь принимаемых работников люди занимались совместно со специалистами Министерства труда и социального развития РД, прошли обучение 200 человек. В истекшем году завершена программа 1-го этапа Республиканской школы проектирования под эгидой Министерства по национальной политике и делам религий РД. Слушателями программы были представители некоммерческих организаций РД, перед которыми выступили федеральные эксперты, а именно представители Совета Ассамблеи народов России, а также сотрудники Министерства по национальной политике и делам религий РД, Управления Министерства юстиции РФ по РД, Общественной палаты РД. Махачкалинским центром повышения квалификации совместно с Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации был проведен выездной семинар-совещание для руководства и педагогического состава воспитательной колонии и ФКОУ «Средняя общеобразовательная школа» УФСИН России по Республике Дагестан по теме «Внедрение восстановительного правосудия и медиации в учреждениях пенитенциарного типа».
Интересными и конструктивными были сообщения и.о. начальника отдела дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Хадижат Алиевой о развитии навыков XXI века в цифровой среде, председателя Союза музыкантов РД, заслуженного деятеля искусств РФ Хана Баширова о художественном образовании в РД, начальника отдела Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Сайгида Мутаиломова о помощи образовательным учреждениям посредством внедрения программ опережающего профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и стажировки работников, начальника управления международных связей и по работе с институтами гражданского общества Министерства по национальной политике и делам религий РД Газимагомеда Гаджиева о Республиканской школе проектирования как инновационной образовательной площадке для представителей НКО РД, заместителя председателя Общественной палаты Республики Дагестан Алюсета Азизханова о роли некоммерческого сектора в формировании воспитательно-образовательной среды, директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» Махача Изиева о роли руководителя образовательного учреждения в управлении современной школой, преподавателя школы №14 Махачкалы Ильдара Хусаинова, удостоенного звания «Учитель года г. Махачкалы 2019 г.», о трудностях становления в профессии и секретах успеха молодого учителя.
В культурной части программы конференции выступили солисты Детской филармонии города Махачкалы, артисты Центра традиционной культуры народов России Всероссийского общества слепых.