Народный этикет подскажет
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических изменений в стране и нашей республике порою грустно и даже больно видеть, как многие молодые люди, да и взрослые, отвечающие за судьбы различных коллективов, совершенно не вникая в сущность понятий, повсеместно искажают и деформируют веками сложившиеся в культурном наследии народов духовно-нравственные категории.
В этом единственным «спасательным кругом» для общества представляется изучение и уместное выполнение исторически апробированных и веками сконцентрированных в культуре и традициях народа морально-этических установок. Особое значение приобретает здесь знание, осмысление, понимание и соблюдение людьми традиционных форм, правил и норм народного этикета.
Этикет — это обобщение многовекового опыта, историческая и нравственная категория, состоящая как из внутренних побудительных норм и мотивов, так и четко сформировавшихся норм поведения, национальная, житейская система взглядов. Это свод предписаний, обычаев и норм, проявляющихся в индивидуальном поведении. Этикет включает в себя стандарты общения, общепризнанные шаблоны поведения, приуроченные к типичным, часто повторяющимся ситуациям взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, клятвы, специфическое социально заданное произношение отдельных слов и звуков, коммуникативные жесты, позы, мимика и т. д.
В этой связи считаю своевременным и социально значимым остановиться на традиционных особенностях и разновидностях этикетных норм народов Дагестана.
Этикетное поведение у наших народов самым тесным образом связано с традиционными нормами морали, исторически сложившимися в обществе.
Поведение человека в дагестанском обществе в значительной степени определяется вековечной традицией уважения к старшим, почитания стариков, родственников и односельчан. Эта традиция и соответствующие ей поведенческие характеристики стоят во главе угла специфики взаимоотношений в семье, среди родственников при межличностных отношениях и т. д. Старший в семье, ее глава, занимает особое положение. Он является главным распорядителем семейных средств и имущества, а также в значительной степени и судеб своих детей.
Особенно бросается в глаза несоблюдение этикета по отношению к старшим. Младший не может пройти мимо старшего, как-то не обозначив свое уважение к нему. То обстоятельство, что проходящий торопится, что ему некогда, во внимание в такой ситуации не принимается
С подчеркнутым уважением младшее поколение должно относиться к родственникам отца и матери, старшим членам тухума, любому представителю старшего поколения, джамаата. Нарушителю установленных норм поведения любой старший человек общества не только имеет право, но и обязан сделать замечание.
Именно необычайно важная роль старшего поколения в хозяйственно-экономической и социальной жизнедеятельности общества и предопределила их безусловное лидерство в социальном коллективе.
Этикетные нормы в обществе функционируют при поддержке их силой общественного мнения. Формируется оно в основном представителями старшего поколения, оценки и определения которых могут возвеличить человека в его делах и поступках и, наоборот, лишить его уважения со стороны общества. Считается дурным тоном ярко выраженное, повторяющееся изо дня в день стремление отдельного лица овладеть вниманием окружающих к своей персоне. Член общества, проявляющий склонность нахваливать свои достоинства, хвалить свое оружие, коня, дом, хозяйство, несдержанный в оценках своего имущества, в достатках своей семьи или ближайших родственников, демонстрирует невоспитанность. Не меньшее отрицательное отношение вызывает к себе лицо, с оттенком недоброжелательности или с плохо скрываемой завистью отзывающееся о достоинствах или имуществе других членов общества.
Таким образом, нарушением неписаных поведенческих норм считается самодовольство, нескромность, в какой бы форме они ни проявлялись. Не прощает дагестанское общество члену своего коллектива манеру говорить с окружающими свысока, вызывающим тоном. Такой человек становится нежелательным как участник мужских собраний, его избегают. Не прощает общество и манеру пренебрежительного отношения того или иного лица к окружающим. Предосудительной в обществе считается также небрежность поз, жестов, мимики говорящего или просто присутствующего.
Особенно бросается в глаза несоблюдение этикета по отношению к старшим по возрасту. Младший не может пройти мимо старшего, как-то не обозначив свое уважение к нему. То обстоятельство, что проходящий торопится, что ему некогда, во внимание в такой ситуации не принимается.
Нарушением этикета по отношению к старшему считается не подняться с места или сесть в его присутствии, попытка вмешаться в разговор старших по возрасту, не получив на это разрешение, перебивать речь старших. Подолгу занимать внимание старших длинными разговорами считается неприличным. Говорящий при этом может проявить красноречие, остроумие, но злоупотреблять ни тем, ни другим по этическим нормам не следует. В общении со старшими младший должен свести к минимуму любые разговоры, выставляющие в смешном, неприглядном виде представителей старшего поколения.
Особо провинившихся в нарушении этикетных, этических норм весь джамаат или часть его подвергала негласному бойкоту. В таких случаях член общества на более или менее продолжительный срок был лишен возможности нормально общаться с соседями, односельчанами, родственниками, пока не проходило какое-то время или пока провинившийся не снимал с себя пятно осуждения заметным, значимым благородным поступком.
Характеристика человека у народов Дагестана складывается с учетом тех признаков, с кем, когда, в какой манере построена его речь. В значительной степени речевой этикет определяется такими стандартами общения, как речевые формулы приветствий, благопожеланий, изъявления благодарности, сочувствия, извинений и др.
Нормы этикета предусматривают и определённые формы принесения извинений. Извинения приносятся независимо от пола и возраста провинившегося. Однако извинения старшего обычно облачаются в краткую, сжатую форму, извинения женщин могут быть эмоциональными и многословными; извинения младшего произносятся в подчеркнуто покаянной форме; за детей, подростков извинения обычно приносят родители, ближайшие старшие родственники.
Умение подобрать и высказать уместное в той или иной ситуации благопожелание является одним из непременных проявлений этикетного поведения народов Дагестана. По сути дела, редко какая производственная, бытовая, обрядовая, семейная, общественная и любая другая ситуация общения в дагестанском джамаате может обойтись без высказывания благопожелания.
Мужские благопожелания, согласно этикету, должны быть обобщёнными, краткими и в силу краткости — чёткими. Женские — чаще пространными, детализированными, а нередко и выходящими за рамки, ограниченные конкретной ситуацией. Кроме того, отдельные благопожелания по этическим нормам приличествуют женщинам, мужчины к ним прибегают редко. Например, мужчины избегают благопожеланий, относящихся к жене, сестре и дочери собеседника, связанных с прибавлением в семье и др.
Речевые формулы, этикетно окрашенные обороты зачастую принято оформлять в традиционный набор вежливых фраз, призванных подчеркнуть уважение говорящего к партнёрам и одновременно продемонстрировать собственную воспитанность, умение держаться на людях.
Этикетные речевые формулы требуют также употребления традиционных обращений: «достойный джамаат», «аксакалы», «достопочтенные старшие», «благородные молодцы», «дорогие товарищи», «друзья» и др. — к группе лиц, в зависимости от состава собравшихся, характера собрания, возрастного и социального статуса обращающегося и адресата.
В силу устойчивости традиций имена собственные при общении очень часто заменяются номинациями из системы ближнего родства: «отец», «дядя» – по отношению к старшему; «брат», «двоюродный брат», «троюродный брат» – по отношению к ровеснику; «сын», «племянник» – по отношению к младшему и т. п.
Наконец, нормы культуры поведения, этикета требовали от говорящего абсолютного отказа от нескромных понятий, вульгаризмов, всего, что могло быть так или иначе отнесено к сквернословию, ругательству.
Таким образом, традиционные нормы общения предусматривают ситуационное применение таких этикетных средств, как речевые формулы. Придавая речи образность и живость, они в то же время призваны выполнять основную роль этикетного поведения — подчеркнутое, уважительное отношение к партнёрам по общению.
Участник общения должен следить за тем, чтобы ненароком не задеть чувство национального достоинства собеседников. Для Дагестана с его полиэтническим составом последняя из норм является особо значимой.