Народный идеал человека
Педагогическая культура каждого народа конечной целью воспитания считает формирование личности, всесторонне соответствующей народному идеалу. Народный идеал совершенного человека – это суммарное представление о целях народного воспитания. Это универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу процесса формирования личности. В идеале отражается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся высший образец, к которому он должен стремиться.
Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, её идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально – в самом примитивном виде – возникла в глубокой древности. Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших обособленных «педагогических» действий человек шёл к усложнённой педагогической деятельности.
Формирование совершенного человека – это ведущий мотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключён именно в этой способности. Прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Именно самосовершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, обогатило материальную и духовную культуру.
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь ёмкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Возьмём, к примеру, традиционные русские характеристики человека (умница и красавица, красна девица и добрый молодец, маленький да удаленький): выделяя главные его черты, они не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум в свою очередь предполагает наличие многих умений и сноровки в труде.
Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода
Черты характера «доброго молодца» даны ещё более развёрнуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец – «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вёл поклоны по-учёному»), храбр и смел, народный заступник.
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит своё отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» у народов Кавказа, разумеется, и Дагестана, имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т. п.
По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен быть дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру; быть примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, примерным воспитателем своих сыновей; иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжёлые работы в семье брать на себя; иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда; понимать, ценить и творить прекрасное; отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода; продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, и передавать эти традиции детям и внукам; быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика; никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости; иметь твёрдый характер, не показывать слёзы, мужественно переносить любые трудности и горе; уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях; проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.
В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, мужество, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личностном идеале всех народов главное не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.
У народов Дагестана любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от дагестанца требуется сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, сельского джамаата и народа. «Не позорь своего отца и мать», «Сохрани своё лицо», т. е. не позорь честь и достоинство дагестанца.
Народы оценивают многое с точки зрения и собственных эталонов. Так, например, у народов Дагестана есть выражение «настоящий дагестанец», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т. е. слово «дагестанец» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) дагестанец» – это чеченец, ингуш, калмык, осетин, грузин, азербайджанец, это люди, с которыми общался дагестанец и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем человеке.
Воспитание национального достоинства составляет фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагает и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствует воспитанию ответственности перед родным народом за своё доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоём народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», – такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.
По педагогическим представлениям народов Дагестана, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т. е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Дагестанец (горец) должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания дагестанцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными, трудолюбивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.
Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребёнок появлялся на свет, новорождённому мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силён, трудолюбив, умей пахать и лошадью управлять», а девочке – «будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».
С надеждой и заботой о совершенной личности в семье и роду подбирались и имена новорождённым. Например, народы Дагестана всегда желали видеть своих сыновей смелыми, сильными, здоровыми, крепкими, о чем свидетельствуют такие имена, как Аслан (лев), Лачин (сокол), Бахадур (богатый), Булат (сталь), Галбац (волк), Кудрат (сила), Даглар (горы), Чаранов (стальной), Махулов (железный). В именах есть пожелания совершенства ума, например, будь учёным, мудрым, мастеровым: Алим (учёный), Ариф (мудрый), Харах (лекарь), Демирчи (кузнец), Уста (мастер); будь приветливым, гостеприимным, щедрым: Салам (здравствуй), Мехман (гость), Жумарт (щедрость). Девочкам желали быть умными и добрыми: Зарифа (умная), Ларах (светлая); иметь нежность и красоту цветов: Цюк (на лезг. – цветок), Цюквер (на лезг. – цветы), Бубу (на лезг. – мак), Гюль (на тюрк. – цветок), Десте (на персид. – цветок), Лала (мак), Шакуфа (бутон); изящество и грациозность мирных животных и птиц: Тавус (павлин), Билбил (соловей), Джейран (лань), Марал (горная серна); сияние и блеск драгоценных камней и металлов: Зумруд, Алмаз, Якут, Фируза, Джавагир, Дурия, Мерджан, Меседу, Седеф, Гумюш, Кизил, Махи и другие.
Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам Дагестана. Так, например, юноши по совету народных мудрецов стремились брать себе жён из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Народы Дагестана считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т. е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности перерастало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи – в совершенство рода, а оно уже вело к совершенству всего джамаата аула и народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.
Формирование положительных черт личности понимается у дагестанцев в первую очередь как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают.