X
07:43 09.09.2022

Народный идеал человека

Шайдабег Мирзоев, завсектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ
Выпуск - 2022 №№ 235-236
775

Педагогическая культура каждого народа конечной целью воспитания считает формирование личности, всесторонне соответствующей народному идеалу. Народный идеал совершенного человека – это суммарное представление о целях народного воспитания. Это универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу процесса формирования личности. В идеале отражается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся высший образец, к которому он должен стремиться.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, её идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально – в самом примитивном виде – возникла в глубокой древности. Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших обособленных «педагогических» действий человек шёл к усложнённой педагогической деятельности.

Формирование совершенного человека – это ведущий мотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключён именно в этой способности. Прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Именно самосовершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, обогатило материальную и духовную культуру.

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь ёмкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Возьмём, к примеру, традиционные русские характеристики человека (умница и красавица, красна девица и добрый молодец, маленький да удаленький): выделяя главные его черты, они не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум в свою очередь предполагает наличие многих умений и сноровки в труде.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода

Черты характера «доброго молодца» даны ещё более развёрнуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец – «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вёл поклоны по-учёному»), храбр и смел, народный заступник.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит своё отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» у народов Кавказа, разумеется, и Дагестана, имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т. п.

По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен быть дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру; быть примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, примерным воспитателем своих сыновей; иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжёлые работы в семье брать на себя; иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда; понимать, ценить и творить прекрасное; отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода; продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, и передавать эти традиции детям и внукам; быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика; никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости; иметь твёрдый характер, не показывать слёзы, мужественно переносить любые трудности и горе; уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях; проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, мужество, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личностном идеале всех народов главное не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

У народов Дагестана любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от дагестанца требуется сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, сельского джамаата и народа. «Не позорь своего отца и мать», «Сохрани своё лицо», т. е. не позорь честь и достоинство дагестанца.

Народы оценивают многое с точки зрения и собственных эталонов. Так, например, у народов Дагестана есть выражение «настоящий дагестанец», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т. е. слово «дагестанец» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) дагестанец» – это чеченец, ингуш, калмык, осетин, грузин, азербайджанец, это люди, с которыми общался дагестанец и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем человеке.

Воспитание национального достоинства составляет фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагает и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствует воспитанию ответственности перед родным народом за своё доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоём народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», – такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

По педагогическим представлениям народов Дагестана, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т. е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Дагестанец (горец) должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания дагестанцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными, трудолюбивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребёнок появлялся на свет, новорождённому мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силён, трудолюбив, умей пахать и лошадью управлять», а девочке – «будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».

С надеждой и заботой о совершенной личности в семье и роду подбирались и имена новорождённым. Например, народы Дагестана всегда желали видеть своих сыновей смелыми, сильными, здоровыми, крепкими, о чем свидетельствуют такие имена, как Аслан (лев), Лачин (сокол), Бахадур (богатый), Булат (сталь), Галбац (волк), Кудрат (сила), Даглар (горы), Чаранов (стальной), Махулов (железный). В именах есть пожелания совершенства ума, например, будь учёным, мудрым, мастеровым: Алим (учёный), Ариф (мудрый), Харах (лекарь), Демирчи (кузнец), Уста (мастер); будь приветливым, гостеприимным, щедрым: Салам (здравствуй), Мехман (гость), Жумарт (щедрость). Девочкам желали быть умными и добрыми: Зарифа (умная), Ларах (светлая); иметь нежность и красоту цветов: Цюк (на лезг. – цветок), Цюквер (на лезг. – цветы), Бубу (на лезг. – мак), Гюль (на тюрк. – цветок), Десте (на персид. – цветок), Лала (мак), Шакуфа (бутон); изящество и грациозность мирных животных и птиц: Тавус (павлин), Билбил (соловей), Джейран (лань), Марал (горная серна); сияние и блеск драгоценных камней и металлов: Зумруд, Алмаз, Якут, Фируза, Джавагир, Дурия, Мерджан, Меседу, Седеф, Гумюш, Кизил, Махи и другие.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам Дагестана. Так, например, юноши по совету народных мудрецов стремились брать себе жён из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Народы Дагестана считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т. е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности перерастало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи – в совершенство рода, а оно уже вело к совершенству всего джамаата аула и народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Формирование положительных черт личности понимается у дагестанцев в первую очередь как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают.

Статьи из «Образование»

Что ждёт мир, Амир?

235
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

24
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

27
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

14
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

43
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

80
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

116
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

17
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...