X
09:40 15.11.2017

«Наш вуз востребован»

Молодежный центр, музей, спортивные комплексы, общежитие на 1500 мест, 55 компьютерных классов, более 300 аудиторий, оснащенных современной мультимедийной техникой… Чего тут только нет!

– Вся эта инфраструктура – результат кропотливого многолетнего труда, – с гордостью отмечает президент Дагестанского государственного университета народного хозяйства академик Гамид Бучаев (на снимке).

После обхода всех этих объектов он по-отечески приглашает меня к столу.

– Ты наверняка устал, поэтому давай-ка выпьем чаю. Не возражаешь?

– Я только «за».

Такие экскурсии он проводит для всех гостей, чтобы они, так сказать, набрались общих впечатлений. Беседа протекает легко и непринужденно. Это откровенный разговор о важном.

– К своему стыду, Гамид Ахмедович, ни разу до этого не был в стенах подведомственного вам учреждения. Все у вас тут хорошо налажено, чувствуется крепкая рука хозяйственника-организатора. А как обстоят дела с набором в университет? Выполнили план?

– Каждый год перед набором сильно переживаем, – признается профессор. – Ведь все в стране быстро меняется, и условия меняются. Хвала Всевышнему, несмотря на эти и другие факторы, наш вуз остается востребованным: в этом году вместо 500 студентов по плану набрали 680. Всего же за всю историю вуза в стенах ДГУНХ образование получили более 23 тыс. студентов. Из них на сегодняшний день, по имеющимся у нас данным, трудоустроено 93%. Впрочем, друг мой, не буду нагружать тебя цифрами, я хотел бы поговорить о другом, о наболевшем.

– Конечно, о чем речь?

– Вот приняли мы несколько лет назад европейскую систему выпускных экзаменов, так называемый ЕГЭ. Есть разные мнения по этому поводу, большинство высказываются в позитивном ключе. Сам я был категорически против подобных нововведений, задавался вопросом: почему? Ведь у нас в стране была наработанная десятилетиями и доказавшая свою эффективность система образования. Что в ней плохого? Готовили ведь и гуманитариев, и инженеров-ядерщиков, и космонавтов… Плюсы ЕГЭ очевидны, однако, как и в любом деле, есть и свои минусы. Во-первых, очень непростые задания. Но это еще ничего. Все мы знаем, что при сдаче экзаменов у выпускников появляется несколько вариантов (в зависимости от набранных баллов) для поступления. И что мы имеем? «Высокобалльники» в большинстве своем поступают в центральные вузы страны, и, как правило, они не возвращаются обратно в Дагестан. А кто же здесь будет работать?

– Интересное наблюдение, Гамид Ахмедович.

– Сегодня мы наблюдаем отток потенциально сильных ребят из регионов в центр, где, к слову, ощущается недобор. Объясню почему. При советской власти в стране было 300 вузов. В настоящее время в России их около 3000, плюс к этому многие имеют свои филиалы. А что, в этих филиалах кадры есть? Какая там материально-техническая база?

Второе. Работать к нам из России никто не едет. Да, того страха, что был раньше, нет, но нет и той системы, которая давала возможность трудоустроиться по плановому распределению. А нам ведь нужны кадры. Хороших, образованных работников катастрофически не хватает. И это большая проблема, трагедия. Сегодня на всех уровнях говорят о сохранении родных языков как нашего культурного, генетического кода. Но нельзя сохранять их в ущерб другим дисциплинам, таким как физика, химия, естественно-технические науки. Посмотрите, едва ли не в каждом среднем общеобразовательном учреждении, особенно в сельской местности, ощущается нехватка качественных педагогических кадров.

– Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

– Как педагог, я со многими родителями беседую, говорю им: вы своего сына, дочь отправили в Москву учиться, через пять-шесть лет их устраивать работать нужно, а там мегаполис, совсем другая жизнь… Кто из них захочет возвращаться? Вернутся – хорошо, но опять же в региональных вопросах они не разбираются. Поэтому большой акцент в школах следует сделать на воспитательном аспекте, и особое внимание необходимо уделить, на мой взгляд, роли педагогов, вернее, их материальному положению. Кто-то может не согласиться с моим мнением, но я считаю, что Великую Оте­чественную войну выиграли учителя, потому что именно они воспитали наших героев-солдат, истинных патриотов своей Родины. Если учителя будут квалифицированные, то к нам в вузы будут идти интеллектуально подготовленные дети. В сфере здравоохранения есть прекрасная программа «Земский доктор», которая призвана помочь стабилизировать ситуацию с нехваткой медицинских кадров в селах. Почему бы не разработать аналогичную программу в образовании? И она бы называлась «Земский учитель».

– По вашим словам, получается, что местным вузам приходится работать исключительно с теми, у кого слабые баллы по ЕГЭ.

– Так оно и есть. Другого выхода тоже нет, с ними надо работать. Мы всем даем шанс, кто к нам идет. Конкурсов не проводим. Никогда такого не было и не будет, чтобы в Дагестанском государственном университете народного хозяйства ставили оценку за мзду. Мы заставляем студентов учиться, ходить на занятия.

– А как вам удалось создать такую среду?

– Только своим личным примером. Не зря ведь говорят: рыба гниет с головы. Самому руководителю надо быть чистым, честным. Помнить, что если ты поднялся на определенную высоту, то на тебя все смотрят. Мне это удалось сделать, потому что я так живу, я так хочу. Хочу, чтобы ты, Ширвани, знал, что Гамид Ахмедович был таким человеком. Кто знает, может, сегодня ночью мне перед Богом отчитываться придется. Поэтому я должен быть кристально чистым. Это очень тяжелое дело, сталкиваешься с большим сопротивлением. Наш подход, наши установки, каждодневные разговоры – все это вместе позволяет не допускать коррупции в вузе. Это главный принцип в нашей работе.

– Не секрет, что вузам тяжело обходиться только своими преподавателями. В вашей практике было такое, что вы привлекали преподавателя со стороны, а он, оказывается, привык брать взятки на прежнем месте работы и пытался делать это в ДГУНХ?

– Бывало, конечно, но у нас с такими людьми разговор короткий. Надо пресекать подобные проявления на корню! Мой сын Яхья, будучи ректором, как и я, живет всю жизнь по этим правилам. У нас, к примеру, нет проректоров – ректор напрямую взаимодействует с кафедрами и набирает преподавателей с прозрачной, чистой репутацией. В основном это наши же выпускники. Если кто-то из них будет уличен во взяточничестве – это не самый хороший пример для нашей молодежи. Страдает ко всему прочему имидж университета. А я этого никогда не допущу! Я живу в квартире возле ЦУМа, которую в 1970 году дали мне в обкоме партии. Мой оклад профессора – 37 тысяч рублей, дачи не имею. Выходные провожу в родном университете, книги пишу. Да, может, я мог бы быть богаче, счастливее. Но я умру честным и гордым за свою жизнь.

– Спасибо, Гамид Ахмедович, за интересную, откровенную беседу.

                                                                                                        От редакции:

Наверное, есть закономерность в том, что цикл интервью с ректорами ведущих республиканских вузов мы завершаем Дагестанским государственным университетом народного хозяйства, самым молодым и перспективным. Но проект «Дагестанской правды» «Высшая школа» о достижениях и проблемах высшего профессионального образования продолжит свою работу. Мы ждем ваших отзывов, дорогие читатели, и приглашаем экспертов к разговору о высшей школе.

Похожие

Пандемия стала уроком

33
Возглавляющий чуть более года Дагмедуниверситет Висампаша Ханалиев, как выяснилось, в...

Зайдин Джамбулатов: «Нам многое по силам»

95
Запланировав встречу с Зайдином Джамбулатовым,...

Выпускники ДГУ востребованы

23
Одним из важнейших критериев эффективности работы учебного заведения является показатель...

С юбилеем, альма-матер!

53
Дагестанскому государственному медицинскому университету исполняется 90 лет. Это возраст...

ДГТУ: вчера, сегодня, завтра

206
Дагестанский государственный технический университет в этом году празднует свой...

Воспоминания выпускника ДГУ

1050
Студенчество, пожалуй, лучшее время в нашей жизни. Так спустя десятки лет говорят многие из...

Здравствуй, университет!

17
Ажиотаж у входа в учебно-лабораторный корпус и красочно оформленная площадка внутри него...

В тандеме с наукой

20
Научный потенциал вуза определяется в первую очередь наличием квалифицированных кадров и соответствующей инфраструктуры.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

113
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...