Нет языка – нет народа
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов. «Если мы не будем ценить свое происхождение, родителей, предков, Родину, тогда о каком патриотизме может идти речь? Надо прежде всего знать свой родной язык», – вторит ему Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Премьер-министр не ограничивается словами – он поручил разработать госпрограмму развития родных языков Дагестана. Произошло это на расширенном совещании по вопросам развития образования. Перед началом обсуждения Абдулмуслим Абдулмуслимов и зачитал приведённые выше знаменитые строки из стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова. Он подчеркнул, что цитата как нельзя лучше передает смысл того, что если исчезнет родной язык, то вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа, а значит, и сам этот народ.
Абдулмуслим Абдулмуслимов с горечью заметил, что в последние годы в республике существенно деформировались языковые процессы и это привело к тому, что часть населения не владеет и не пользуется родными языками.
«В этой связи нам необходимо с раннего детства приобщать ребенка к ценностям национальной культуры, языку, и в этом в первую очередь ему должна помочь школа. Наша с вами задача – создать такие условия, чтобы дети заинтересовались родным языком и захотели его изучать.
Необходимо подумать, как высвободить время для изучения родного языка в учебном плане образовательных организаций. Хотя бы 2–3 часа. Нельзя не отметить, что отсутствие в достаточном количестве учебных пособий в школах также затрудняет процесс обучения детей.
Следует проработать вопросы издания и приобретения новых учебных пособий по родным языкам и литературам, истории и географии Дагестана. Отмечу, что в этом году Правительством республики на закупку учебных пособий национально-регионального компонента выделено 220 млн рублей», – напомнил Председатель Правительства.
Выступая с докладом о том, какая работа проводится по повышению качества преподавания языков народов Дагестана в общеобразовательных организациях, министр образования и науки РД Яхья Бучаев отметил, что проблема изучения родных языков занимает особое место.
На сегодняшний день в республике функционируют 1403 образовательные организации, из которых 1166 расположены в сельской местности и 237 – в городах. Министр обратил внимание, что были времена, когда обучение в начальной школе в сельской местности велось на родном языке. Однако из-за отсутствия учебников, переведенных на языки народов республики, включенных в федеральный перечень, преподавание в школах начали вести на русском языке.
По словам главы Минобрнауки Дагестана, в общеобразовательных школах республики изучаются 13 родных языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, цахурский, чеченский. Их изучение предусмотрено в обязательной части учебных планов всех образовательных организаций. Родные языки изучаются на добровольной основе по заявлению родителей.
«В связи с введением с 2018 года учебного предмета «русский родной» родители восприняли содержание этого предмета как углубленный курс подготовки детей к итоговой аттестации, а как следствие – произошло смещение понятия выбора родного языка. Количество детей, выбравших русский как родной, увеличивается из года в год, при этом такой выбор наблюдается и в некоторых мононациональных школах, а также среди переселенцев, представителей бесписьменных языков, которые, например, вместо аварского литературного языка в качестве родного выбирают русский.
Для обеспечения заинтересованности детей в изучении родного языка предполагается целесообразным использование педагогами на уроках родных языков мультфильмов на родном языке», – предложил министр.
Кроме того, он сообщил, что сегодня в школах по указу Президента России активно внедряется проект «Театр в школу» в целях обеспечения популяризации изучения родных языков среди обучающихся, в связи с чем руководитель Минобрнауки РД рекомендовал главам муниципальных образований проработать вопрос организации в школьных театральных студиях постановки на языках народов Дагестана с привлечением представителей родительского сообщества, работников домов культуры, студентов вузов.
«В указанных целях необходимо использовать возможности и дополнительного образования и проработать вопрос открытия в общеобразовательных организациях или на базе домов детского творчества предметных кружков «Занимательный родной язык». Ни для кого не секрет, что одним из действенных методов изучения языка является использование метода погружения в языковую среду, которая позволяет лучше понять и язык, и культуру народа.
Мы все должны понимать, что нельзя возлагать задачу сохранения и развития родных языков только на систему образования, снимая её с других институтов воспитания, в частности с семьи, прежде всего с родителей. Поэтому считаю важным проведение районных, городских торжественных мероприятий для родительского сообщества, посвященных значимости родного языка, роли семьи в её сохранении. Можно учредить муниципальные конкурсные мероприятия среди обучающихся на знание родного языка с присуждением ценных подарков», – отметил министр.
Также, учитывая важность изучения родного языка в современных реалиях, Бучаев попросил глав муниципальных образований до 1 сентября 2023 года увеличить количество учебных часов в неделю на изучение родного языка и родной литературы в школах в соответствии с федеральными образовательными программами.
«Решение вопроса качества преподавания предмета «Родной язык» и «Родная литература» – это комплексная задача, включающая обеспечение учебно-методического сопровождения образовательного процесса, развитие кадрового потенциала и материально-технической базы, направленная на реализацию государственной политики в области родных языков. В целях определения концептуальных основ преподавания родных языков и родных литератур в январе текущего года Минобрнауки РД утверждена Концепция преподавания родных языков и родных литератур на
2023–2030 годы. Сейчас идет работа по разработке плана мероприятий по реализации указанной концепции», – сообщил Бучаев.
В своём выступлении министр рассказал и о том, что в целях методической поддержки учителей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования Дагестанским научно-исследовательским институтом педагогики им. А. А. Тахо-Годи разработаны примерные основные образовательные программы по родным языкам и литературам для начальной школы на 9 языках и основной школы на 6 языках народов Дагестана.
Программы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещены на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ. Экспертизу указанные программы прошли в Федеральном институте развития родных языков России и служат ориентиром для составления учителями рабочих программ по родным языкам и литературам в образовательных организациях.
По мнению министра образования и науки Дагестана, качество преподавания родных языков во многом зависит и от уровня квалификации учителей родных языков. Так, в 2022/2023 учебном году в республиканских образовательных организациях работают 2809 учителей родных языков и литератур, из них имеют первую квалификационную категорию 495 учителей, высшую – 508. Учителей родного языка с высшим образованием – 2160, со средним профессиональным образованием – 625.
«Отрадно отметить, что учителя родных языков становятся победителями и призерами конкурсов всероссийского и межрегионального уровней. Однако, несмотря на профессионализм учителя, при отсутствии должного обеспечения школ учебными изданиями по родным языкам говорить о высоком качестве преподавания не приходится.
За последние годы министерством были закуплены в издательстве «Просвещение» учебные пособия по родным языкам на 6 языках с 1 по 5 классы, в том числе буквари. Но это составляет всего лишь около 50 % от общей потребности в учебниках и учебных пособиях в 1–5-х классах.
В 2023 году на закупку учебных изданий национально-регионального компонента, повторю, предусмотрено 220 млн рублей. В настоящее время нами ведется работа по формированию заказа в издательство «Просвещение», – констатировал глава Минобрнауки РД.
Кроме того, Бучаев обратил внимание участников совещания, что, по данным мониторинга, проведенного в январе 2023 года, общая потребность в учебных изданиях по национально-региональному компоненту по всем общеобразовательным организациям республики составляет более 605 тыс. экземпляров, из которых готовы к изданию 561 тыс., а более 43 тысяч пособий находятся в процессе разработки и редактирования.
«Хотелось бы обратить внимание и на то, что в целях популяризации родных языков необходимо обеспечение библиотечной системы художественной детской литературой на языках народов Дагестана. В связи с чем возникает необходимость проработки вопроса издания детской художественной литературы на языках народов республики. Задача сохранения и развития родных языков – проблема комплексная, поэтому только совместными усилиями, ответственным подходом к этому вопросу мы сможем обеспечить эффективное её решение», – сказал Яхья Бучаев, завершая выступление.
Свою позицию по этому вопросу также высказали представители научного сообщества, общественных организаций, вузов, депутатского корпуса.
Подводя итоги, Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что руководство республики выступает за развитие родных языков, национальной культуры, и поручил главам муниципальных образований подключиться к решению данного вопроса.
«Необходимо увеличить в школах количество учебных часов на родных языках, мэрам городов создать национальные центры для изучения родных языков и культуры Дагестана, совместно с ректорами ссузов и вузов проработать вопрос подготовки кадров с представлением подробного анализа о потребности учителей родных языков в муниципалитетах. Минобрнауки совместно с Минфином республики поручаю предусмотреть дополнительные финансовые средства на выпуск учебных пособий на родных языках, вице-премьеру Муслиму Телякавову совместно с ответственными органами исполнительной власти разработать государственную программу по развитию и сохранению национальных языков народов Дагестана», – указал Председатель Правительства республики.
Также он поручил вопрос сохранения родных языков в ближайшее время вынести на обсуждение с приглашением представителей научного сообщества, Народного Собрания РД, общественных организаций, руководителей высших и средних учебных заведений.