Купить PDF-версию
02:49 | 29 ноября, Пт
Махачкала
X
10:04 16.11.2023

Охрана – дело самих школ?

Тревожные кнопки, металлодетекторы, вооруженная охрана – эти атрибуты ныне стали привычными для наших школ. И это не чья-то прихоть, а насущная необходимость. Сегодня образовательные учреждения относятся к местам потенциальной угрозы, как бы печально это ни звучало.

Вспомним, только за последние годы в российских школах произошло несколько случаев вооруженных нападений с трагическим исходом. В Дагестане таких сценариев, к счастью, не наблюдается. Но готовыми нужно быть ко всему. В вопросах безопасности лучше учесть всё, даже мелочи.

Однако насколько действенны такие меры предосторожности? Чтобы выяснить это, я посетил несколько махачкалинских школ.

Подхожу ко входу в школу, за ним виден металлодетектор. Двери, однако, оказываются запертыми. И тут замечаю, как ученики забегают внутрь через соседнюю дверь. Захожу вместе с ними. На этом входе металлодетектора нет. В фойе меня останавливает седой мужчина: «Что вам надо?» Говорю, что у меня здесь учится ребенок, мне надо его увидеть. «Вам следует обратиться к дежурному по школе», – отвечает он и провожает меня.

Итак, незамеченным я в школу, скорее всего, не прошел бы, и это уже хорошо. Правда, смущает, что внутрь я попал через необорудованный вход. А что, если бы у меня с собой были запрещенные предметы?

Эти и другие вопросы, связанные с безопасностью, адресовал директору школы. По ее словам, главный вход был временно закрыт, потому что на дверях меняли автодоводчики. И действительно, в течение получаса эта работа была закончена.

Между тем в вопросах обеспечения безопасности школы есть куда более серьезные проблемы – отсутствие специализированной охраны. Ее нет уже второй год. Раньше все расходы на её содержание брала на себя администрация города, но в связи с дефицитом бюджета статью пришлось урезать. Правда, в городском отделе образования обещают вернуть охрану с января будущего года. А пока проблему школа решает собственными силами.

«В роли охраны выступают наши учителя, причем на безвозмездной основе. Кроме того, общее дежурство по школе возложено на моих заместителей. Вопросы безопасности курирует заместитель по административно-хозяйственной части. Он прошел обучение на специальных курсах, организованных администрацией города, после чего получил сертификат-удостоверение. Но, конечно же, мы бы хотели, чтобы к нам вернулась специализированная охрана. С ней мы чувствовали себя спокойнее», – заверяет директор.

По ее словам, в последнее время было усилено оснащение охраны техническими средствами. В этом году установили тревожную кнопку и турникет. Следить за порядком помогают 16 камер видеонаблюдения, как наружных, так и внутренних. Правда, во время нашего разговора камеры были выключены. Директор при мне включила их, чтобы показать, что они все-таки работают. Также, по словам руководителя, в этом году обещают установить систему экстренного оповещения.

В разговоре с учителями касаемся такого явления, как «колумбайн». Так назвали случаи, когда подростки, как правило, ученики этих же школ, совершают вооруженные нападения на своих одноклассников и учителей. Преподавателей эти случаи не могут оставить равнодушными. Почему благополучные с виду дети проявляют себя как хладнокровные убийцы? Над этим сегодня многие педагогические работники задумываются и обращаются к психологическому состоянию учеников.

В разговорах выделяют одну особенность нынешних подростков: «У многих наблюдается повышенная обидчивость. В ответ на внешнее раздражение, даже на первый взгляд легкое, зачастую следует необдуманная взрывная реакция».

Для выявления и решения подобных проблем в школе предусмотрен штатный психолог. У нее большой стаж в этой профессии. Я стал свидетелем рабочей ситуации: за помощью обратилась бабушка семиклассницы. Она говорит, что с недавнего времени у девочки наблюдается внутренний конфликт. Причина – проблемы с уроками физкультуры.  По остальным предметам ученица в числе успевающих, но физкультурные неурядицы вывели ее из колеи. Она замкнулась, стала излишне критически к себе относиться.

«Очень хорошо, что вы обратили внимание на это», – поддержала бабушку психолог. Она уверена, что справиться с проблемой можно.

Случаев не совсем адекватной реакции приходится видеть немало, подтверждает психолог слова директора о чрезмерной эмоциональности современных детей, особенно подростков. Несмотря на все разговоры о цинизме подрастающего поколения, их внутренний мир довольно неустойчивый. Окружающая действительность сегодня не всегда дружелюбна, и если внешнее давление не смягчается семейной гармонией, поведение может быть непредсказуемым.

Но это тема для отдельного разговора, к которому мы еще вернемся. Если же говорить о мерах по охране школ, то ситуация, описанная выше, характерна и для других образовательных учреждений республики.

«По Федеральному закону о местном самоуправлении выделять средства на цели обеспечения безопасности образовательных учреждений должны муниципалитеты. Но если следовать всем требованиям, то сумма получается весьма внушительная. Не все муниципалитеты могут позволить себе это. Хотя некоторые даже в непростых финансовых условиях находят возможности изыскать необходимые средства. В этом плане я хотел бы отметить администрацию Кумторкалинского района, где школы оснащены не только техническими средствами, но и специализированной охраной», – рассказал нашей газете начальник дирекции ГКУ «Информационно-аналитический центр» Абдулмажид Ибрагимов.

Но это исключение из правил. В подавляющем большинстве школ охрана если и есть, то это сами сотрудники учебного заведения. Хотя Закон об образовании запрещает привлекать к охране школ и других объектов образования неподготовленных людей.

Сегодня на содержание только лишь специализированной охраны школам республики (их в Дагестане 1414) требуется 1,5 млрд рублей в год. А общие расходы на безопасность составляют 2, 5 млрд рублей.

В то же время отмечается позитивная динамика в оснащении техническими средствами безопасности. Сегодня металлодетекторы, видеокамеры, тревожные кнопки есть во многих школах. Но надо отметить, что с этим дела лучше обстоят в городах. Во многих горных районах они пока остаются недоступными».

Похожие

Статьи из «Образование»

Духовный феномен

25
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

20
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

51
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

110
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

105
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

64
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

217
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

371
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

155
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...