Ориентируемся на рынке труда
В Дагестане функционируют 75 образовательных организаций среднего профессионального образования, из них 22 находятся в ведении отраслевого министерства. Территориально все подведомственные колледжи располагаются в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Дагестанских Огнях, Избербаше, Буйнакске, Кизляре и Хасавюрте.
Консультант отдела развития профессионального образования и науки Минобрнауки РД Нюрьян Вагаева отмечает, что все 22 колледжа профильно ориентированы по наиболее востребованным отраслям экономики: информационные и коммуникационные технологии (Технический колледж им. Р.Н. Ашуралиева в Махачкале), промышленность и экономика (Колледж машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе в Каспийске, Электромеханический колледж в Кизляре, Промышленно-экономический колледж в Махачкале, Индустриально-промышленный колледж в Избербаше), сельское хозяйство (Аграрный колледж в Дагестанских Огнях, Аграрно-экономический колледж в Хасавюрте, Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова), сфера услуг и туризм (Колледж сферы услуг в Хасавюрте, Колледж народных промыслов и туризма в Дербенте, Индустриально-промышленный колледж в Избербаше), транспорт и логистика (Автомобильно-дорожный колледж в Махачкале, Железнодорожный колледж в Дербенте), строительство (Колледж архитектуры и строительства в Каспийске, Колледж строительства и дизайна в Махачкале, Дорожно-строительный колледж в Хасавюрте), образование (Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова, Кизлярский профессионально-педагогический колледж, Профессионально-педагогический колледж им. Р. Гамзатова в Буйнакске, Профессионально-педагогический колледж им. М.М. Меджидова в Избербаше, Профессионально-педагогический колледж им. З.Н. Батырмурзаева в Хасавюрте), экономика и управление (Колледж экономики и права в Дербенте, Промышленно-экономический колледж в Махачкале, Колледж экономики и предпринимательства в Буйнакске).
– Ввиду эпидемиологической ситуации в прошлом году выпускники школ сдавали только два обязательных ОГЭ. Увеличился ли в связи с этим поток поступающих в ссузы?
– Не скажу, что причина именно в эпидситуации, но в последние годы в целом наметилась тенденция роста поступающих в ссузы. Рабочие профессии и специальности среднего звена осваивают всё больше и больше молодых людей. Возможно, это связано с усилением профориентационной работы с учащимися 6-11-х классов школ: Минобрнауки РД реализует различные проекты и программы в этом направлении. В частности, это проект ранней профориентации школьников 6-11-х классов «Билет в будущее», в 2020 году в нем приняли участие более 15 тыс. школьников. В настоящее время он продолжается, планируем также внедрить и реализовать программу профориентационной работы с охватом детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возрастов.
– Какие специальности наиболее популярны среди абитуриентов?
– В последние годы существенно увеличилось число поступающих на специальности в сфере информационных и коммуникационных технологий. Конечно же, среди населения наиболее популярны медицинские и педагогические специальности, специальности в сфере экономики и права. Немало поступающих по строительным и транспортным направлениям. Вместе с тем набирают популярность профессии и специальности в сфере услуг, искусства и дизайна.
– А насколько востребованы профессии, которым обучаются в колледжах, на рынке труда?
– Мы внимательно отслеживаем процесс трудоустройства наших выпускников, проводим встречи с работодателями, ярмарки профессий. Учитывается востребованность новых профессий на республиканском рынке труда и список «ТОП-50», утверждённый приказом Минтруда России. Также формируется объём контрольных цифр приёма для обучения по программам среднего профессионального образования за счёт бюджета. В настоящее время актуальны профессии и специальности в сфере строительства и строительных технологий, услуг и туризма, информационных и коммуникационных технологий, транспорта и логистики, сельского хозяйства. С учётом актуальности специальности «Дошкольное воспитание» в этом году увеличен приём по этой программе.
– Какую работу с колледжами проводит ваш отдел?
– Мы разрабатываем и реализуем различные проекты и программы, направленные на повышение качества подготовки специалистов. Так, в рамках проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» на базе подведомственного Технического колледжа им. Р.Н. Ашуралиева в Махачкале создан и функционирует Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) и оснащены 5 мастерских по компетенциям группы «Информационные и коммуникационные технологии». Мы ежегодно проводим олимпиады и чемпионаты профессионального мастерства («Ворлдскиллс», «Абилимпикс»), при этом с каждым годом увеличивается количество компетенций, по которым проводятся конкурсы, и число участников. Внедрен новый механизм оценки качества подготовки выпускников. Наша республика подала заявку на участие в конкурсном отборе Минпросвещения России на оснащение 46 мастерских в 2022-2024 гг. в 18 профессиональных образовательных организациях. Предусматривается подготовка и оснащение мастерских по различным направлениям: машиностроение, транспорт и логистика, сельское хозяйство, сфера услуг, искусство и дизайн, социальная сфера (образование, медицина) и др. Значительное внимание уделяется воспитательной работе.
Совместные со студентами акции – встречи и чествования ветеранов войны и труда, поздравления женщин с Международным женским днём, посадка деревьев и цветов на территории колледжей, субботники – помогают сплотить студенческий и педагогический коллектив и укрепить моральный дух.