X
11:04 24.10.2017

От ай-ти к хай-теку

По указу Президента России к 2020 году как минимум 75% детей в России должны быть вовлечены в систему дополнительного образования, причем предполагается, что не менее половины из них будут заниматься в кружках и секциях за счет средств федерального бюджета.

Начальник отдела развития допобразования детей Министерства образования и науки РД Лариса Калмыкова отмечает, что в масштабах республики дополнительное образование ставит задачу развития личности в пяти основных направлениях: спортивное, художественное (музыкальное в т. ч.), эколого-биологическое, научно-техническое и туристско-краеведческое. Эту работу в основном ведут общественные организации: Всероссийское движение школьников, Юнармия, центры научно-технического творчества и социально-педагогической направленности и т.д. Проводимые в учреждениях дополнительного образования Дагестана мероприятия и внеурочная кружковая работа по организации предпрофессиональной подготовки к освоению учащимися будущей профессии охватывают детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Один из актуальных вопросов современного общества – создание необходимых условий для раскрытия способностей детей независимо от их места жительства и социального положения родителей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по организации дополнительного образования детей отнесены к ведению органов государственной власти и местного самоуправления.

– Наша задача заключается в том, чтобы у всех детей в республике были равные возможности для развития, – говорит опытный специалист. – Ведь понятно, что из отдаленного села на 2 часа занятий ребенок не приедет. На сегодняшний день только 50 госучреждений дополнительного образования из более 300 – муниципальные. Идет очень сильное секвестирование, и зачастую дополнительное образование приносится в жертву необоснованно. – У нас в Дагестане ни одно из средних и высших учебных заведений не готовит преподавателей допобразования, – продолжает Л. Калмыкова, – работают педагоги, инженеры по образованию, тренеры-преподаватели; для них мы проводим курсы повышения квалификации. Молодежь не идет работать на мизерную зарплату, в отличие от тех, кому за 50 лет. Мы проводим социальные опросы среди родителей и детей для определения реально нужных направлений допобразования для экономического развития конкретного муниципалитета. Но на практике это зависит во многом от возможностей самих муниципалитетов.

У нас в стране запущен эксперимент по переводу бесплатного дополнительного образования детей на персонифицированную основу. Суть его – в финансировании из бюджета не сети кружков и секций, а строго ограниченного количества бесплатных занятий, выделенных на каждого ребенка. В итоге немассовые программы будут закрываться, а ребята, не посещающие выбранный кружок, лишатся права на последующие бесплатные занятия.

Лариса Калмыкова говорит также о необходимости налаживания порядка регистрации детей. Будучи в Татарстане во время одной из командировок, она заметила, что там у каждого ребенка есть индивидуальная карточка школьника. Придя на занятия, учащийся ее предъявляет, система фиксирует его. Без единого порядка в системе оплаты труда внедрить подобную систему в нашей республике будет сложно, однако рано или поздно нам это предстоит. Но тогда будут страдать малокомплектные школы. Хотя их можно реорганизовать, например, в школы-интернаты.

Развитие робототехнического движения, научно-технического творчества среди детей предполагает проведение выставок, соревнований, внедрение новых моделей, форм работы с предприятиями сектора экономики, опираясь на передовые направления научно-технического творчества – нанотехнологии, нейротехнологии, биоинженерию.

По словам собеседника, Министерством образования и науки республики внедряются приоритетные проекты «Детский научный клуб «Фабрика миров», «Самбо в школу», «Доступное дополнительное образование». В рамках последнего завершено строительство детского технопарка «Кванториум». Проект будет включать в себя несколько квантумов, или площадок: «IT-квантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «VR/AR-квантум», «Промдизайнквантум», «Hi-Tech цех». Кроме того, созданы малая академия наук РД, ассоциация педагогов, и налаживается сотрудничество с федеральными вузами, которые охотно идут на контакт, предоставляя лаборатории с педагогами для проведения мастер-классов.

Похожие

Что ждёт мир, Амир?

291
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

Большие открытия маленьких изобретателей

155
Пытливый ум и безграничная фантазия позволяют...

Технопарк на колёсах

287
Организация инновационной проектной деятельности в образовательных учреждениях,...

Преображать мир силой мысли

32
В воспоминаниях знаменитого физика Ричарда Фейнмана мир ребёнка-изобретателя описывается...

Статьи из «Образование»

«Вывех ноги» и…мозгов

12
Это уже факт, от которого ни спрятаться, ни скрыться: ежедневно в нашу республику приезжают...

Новый учебный год – новые правила

67
Всего один месяц – и снова школа. Новый учебный год принесёт изменения и для учеников, и для учителей. С 1 сентября 2025 года в...

ГИА без иллюзий

16
Высокие результаты, новые подходы и открытый диалог с обществом… На площадке Дагестанского...

Между гордостью и забвением

39
Дагестан – роскошный ковёр, сотканный из тридцати языковых узоров. Но нити этого ковра истончаются, а некоторые уже порваны навсегда. С тревогой о существующей не...

Тариф максимальный

28
В редакцию «Дагестанской правды» обратились родители учеников махачкалинских школ. По их словам, в школах города резко повысилась стоимость платных...

Как спасти «живое сокровище»?

46
В Махачкале дан старт амбициозному проекту – созданию первой комплексной программы по...

«Морячок» с морем впечатлений!

86
Каждое утро школьный двор махачкалинской СОШ № 57...

Триумф упорства и самодисциплины

36
Когда говорят о «золотой молодёжи», воображение часто...

ЕГЭ продолжается

56
На прошлой неделе в школах Дагестана завершился основной период сдачи ОГЭ. Для его...

Всё по-честному, без шпаргалок

32
На прошлой неделе девятиклассники сдавали ключевой для...