От ай-ти к хай-теку
По указу Президента России к 2020 году как минимум 75% детей в России должны быть вовлечены в систему дополнительного образования, причем предполагается, что не менее половины из них будут заниматься в кружках и секциях за счет средств федерального бюджета.
Начальник отдела развития допобразования детей Министерства образования и науки РД Лариса Калмыкова отмечает, что в масштабах республики дополнительное образование ставит задачу развития личности в пяти основных направлениях: спортивное, художественное (музыкальное в т. ч.), эколого-биологическое, научно-техническое и туристско-краеведческое. Эту работу в основном ведут общественные организации: Всероссийское движение школьников, Юнармия, центры научно-технического творчества и социально-педагогической направленности и т.д. Проводимые в учреждениях дополнительного образования Дагестана мероприятия и внеурочная кружковая работа по организации предпрофессиональной подготовки к освоению учащимися будущей профессии охватывают детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Один из актуальных вопросов современного общества – создание необходимых условий для раскрытия способностей детей независимо от их места жительства и социального положения родителей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по организации дополнительного образования детей отнесены к ведению органов государственной власти и местного самоуправления.
– Наша задача заключается в том, чтобы у всех детей в республике были равные возможности для развития, – говорит опытный специалист. – Ведь понятно, что из отдаленного села на 2 часа занятий ребенок не приедет. На сегодняшний день только 50 госучреждений дополнительного образования из более 300 – муниципальные. Идет очень сильное секвестирование, и зачастую дополнительное образование приносится в жертву необоснованно. – У нас в Дагестане ни одно из средних и высших учебных заведений не готовит преподавателей допобразования, – продолжает Л. Калмыкова, – работают педагоги, инженеры по образованию, тренеры-преподаватели; для них мы проводим курсы повышения квалификации. Молодежь не идет работать на мизерную зарплату, в отличие от тех, кому за 50 лет. Мы проводим социальные опросы среди родителей и детей для определения реально нужных направлений допобразования для экономического развития конкретного муниципалитета. Но на практике это зависит во многом от возможностей самих муниципалитетов.
У нас в стране запущен эксперимент по переводу бесплатного дополнительного образования детей на персонифицированную основу. Суть его – в финансировании из бюджета не сети кружков и секций, а строго ограниченного количества бесплатных занятий, выделенных на каждого ребенка. В итоге немассовые программы будут закрываться, а ребята, не посещающие выбранный кружок, лишатся права на последующие бесплатные занятия.
Лариса Калмыкова говорит также о необходимости налаживания порядка регистрации детей. Будучи в Татарстане во время одной из командировок, она заметила, что там у каждого ребенка есть индивидуальная карточка школьника. Придя на занятия, учащийся ее предъявляет, система фиксирует его. Без единого порядка в системе оплаты труда внедрить подобную систему в нашей республике будет сложно, однако рано или поздно нам это предстоит. Но тогда будут страдать малокомплектные школы. Хотя их можно реорганизовать, например, в школы-интернаты.
Развитие робототехнического движения, научно-технического творчества среди детей предполагает проведение выставок, соревнований, внедрение новых моделей, форм работы с предприятиями сектора экономики, опираясь на передовые направления научно-технического творчества – нанотехнологии, нейротехнологии, биоинженерию.
По словам собеседника, Министерством образования и науки республики внедряются приоритетные проекты «Детский научный клуб «Фабрика миров», «Самбо в школу», «Доступное дополнительное образование». В рамках последнего завершено строительство детского технопарка «Кванториум». Проект будет включать в себя несколько квантумов, или площадок: «IT-квантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «VR/AR-квантум», «Промдизайнквантум», «Hi-Tech цех». Кроме того, созданы малая академия наук РД, ассоциация педагогов, и налаживается сотрудничество с федеральными вузами, которые охотно идут на контакт, предоставляя лаборатории с педагогами для проведения мастер-классов.