Пандемия стала уроком
Возглавляющий чуть более года Дагмедуниверситет Висампаша Ханалиев, как выяснилось, в прошлом занимался борьбой. Разумеется, наши коллеги-спортсмены не могли пройти мимо этого факта. Ну а мы продолжаем разговор с ним о настоящем и будущем альма-матер для многих поколений известных врачей.
– Висампаша Юсупович, будет уместно, пожалуй, обсудить первым делом роль учителя в современном обществе, поговорить о социальной значимости его профессии. Повод подходящий – 2023-й у нас в стране проходит под эгидой Года педагога и наставника.
– Профессия учителя – одна из древнейших. Вернее, это даже не профессия, а призвание: тут важно уметь находить подход к обучающимся, быть готовым жертвовать собой ради других. Преподаватели Дагмедуниверситета передают молодому поколению врачей весь свой опыт и знания, учат их быть сострадательными и чуткими. В Год педагога и наставника у нас большие планы, мы их обсуждали вместе с сотрудниками, с педагогами, проводим различные семинары, конференции, прорабатываем вопросы материального стимулирования педагогов. Кроме того, появляются новые программы, в которых они могут принять участие как для повышения своей квалификации, так и для научной работы.
– Но, согласитесь, был период, когда учитель перестал быть авторитетом, примером для учеников…
– Это были сложные времена для нашей страны. Однако в современных условиях все мы понимаем, насколько важна роль учителя, наставника, педагога. И общество меняет свое отношение к представителям данной профессии, они вновь пользуются заслуженным почетом и уважением.
– Российская система образования почти каждый год претерпевает изменения, касающиеся в том числе организации учебного процесса. Ваши старшие коллеги поспевают за нововведениями?
– Этот процесс постоянный. В целом же медики давно перешли к непрерывному образованию: мы учимся на протяжении всей жизни, повышаем свою квалификацию. И я думаю, это правильно. Чтобы подготовить высококлассных профессионалов, нашим профессорам, педагогам, нужно совершенствовать свои навыки. В этом руководство университета старается им всячески помогать. Коллеги следят за изменениями, стараются быть в курсе всех нововведений, поскольку медицина – область, которая постоянно совершенствуется. Принимают участие в различных конференциях в республике и за ее пределами как очно, так и в формате онлайн.
– К слову, о кадрах. Еще недавно врачи находились на передовой борьбы с коронавирусом, их активно внедряли (независимо от профиля) в инфекционную службу. Теперь медики в зоне СВО, притом самые востребованные хирурги. Предусмотрена ли в этой связи профессиональная переподготовка медработников, особенно тех, у кого нет соответствующего опыта?
– Действительно, в период пандемии многие медицинские работники прошли переподготовку и работали в «красной» зоне больниц, оказывая помощь жителям республики. Сегодня перед нами стоят другие задачи. Кафедрами подготовлены рабочие программы, и при необходимости врачи могут повысить свой уровень подготовки на базе Института дополнительного профессионального образования Дагестанского медуниверситета.
Наши выпускники обладают необходимым набором качеств, компетенций. Не случайно к нам поступают заявки от руководителей медицинских организаций из разных субъектов Российской Федерации для трудоустройства выпускников ДГМУ. Ну а говорить о работе студентов и ординаторов, помогавших в больницах, других лечебных учреждениях в качестве волонтеров, среднего медперсонала и врачей, можно долго
– Вчерашний студент, сегодняшний выпускник вуза – насколько он готов к разного рода вызовам? С учетом опять же того факта, что в разгар пандемии ребята проявили себя с самой лучшей стороны.
– Наши выпускники обладают необходимым набором качеств, компетенций. Не случайно к нам поступают заявки от руководителей медицинских организаций из разных субъектов Российской Федерации для трудоустройства выпускников ДГМУ. Ну а говорить о работе студентов и ординаторов, помогавших в больницах, других лечебных учреждениях в качестве волонтеров, среднего медперсонала и врачей, можно долго.
Я благодарен им за вклад в борьбу с пандемией, они с успехом овладели нелегкой профессией. В круглосуточном режиме совместно со специалистами Роспотребнадзора студенты медико-профилактического факультета участвовали в санитарно-карантинном контроле в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где каждому прибывшему из неблагополучных регионов и стран проводили бесконтактную термометрию, вручали постановление об изоляции.
Более 500 студентов других факультетов и порядка 112 ординаторов работали в «красной» и «зеленой» зонах больниц, кол-центрах Дагестанского центра медицины катастроф, были вовлечены в проект «Мы вместе», оказывали консультационную помощь населению. Для студентов было организовано обучение в аккредитационно-симуляционном центре вуза: дистанционное и очное – малыми группами, тренинги по актуальным направлениям.
Вклад наших ребят неоднократно отмечен на региональном и всероссийском уровнях: они получили благодарственные письма от Президента РФ, Главы РД, регионального Минздрава и Минмолодежи, лечебных учреждений.
– То есть для них это была своего рода отработка практических навыков?
– Да, безусловно. Поработав с коронавирусными пациентами на самых сложных участках, в частности в реанимации, студенты и ординаторы приобрели бесценный практический опыт. Многие выпускники на самом деле хорошо себя зарекомендовали и уже работают в медицинских учреждениях в разных субъектах нашей страны.