X

Педагог, наставник, друг и… мама!

Регина Курбанова
Выпуск - 2023 № 278
320

Она не просто любит свою профессию, но и буквально живет ею. Образует вокруг себя особую ауру доброжелательности, надёжности, оптимизма как в профессиональных отношениях, так и в повседневной жизни. «Педагог от Бога» – так отзываются о Пирдаз Ханмагомедовой (на снимке) ее выпускники.

– Она подлинный мастер своего дела. У неё есть всё, что присуще настоящему учителю: неисчерпаемый талант, душевная теплота, терпение и неиссякаемая энергия. О Пирдаз Юсуповне можно сказать, что это «человек–родник», от которого исходят свежие идеи, добро, искренность, – говорит директор средней общеобразовательной школы № 2 п. Мамедкала Зарема Ибрагимова.

Отличник народного просвещения (1979), заслуженный учитель РД (2003), профессию педагога она выбрала много лет назад и ни разу не усомнилась в правильности своего выбора, а главное – многого достигла. За своё профессиональное мастерство, педагогический талант и душевную щедрость Пирдаз Ханмагомедова снискала глубокую признательность учеников, уважение коллег.

Родом наша героиня из Дахадаевского района. В 1961 году окончила женское педагогическое училище в Буйнакске, а в 1966-м с отличием филологический факультет Дагестанского государственного педагогического института им. Г. Цадасы.

Вышла замуж, переехала в Мамедкалу, устроилась в школу пионервожатой. Спустя время ее пригласили в школу-восьмилетку завучем по учебной части, где проработала 13 лет.

А когда в поселке ввели в строй школу № 2, Ханмагомедова переходит сюда и работает учителем русского языка и литературы. Сейчас она – социальный педагог.

Учитель с большой буквы Пирдаз Юсуповна всегда стремилась к развитию, неоднократно проходила курсы повышения квалификации, участвовала в разных семинарах и форумах. Особенно запомнилась ей поездка в Кишинев (1990), где она десять дней обучалась в авторской школе учителя-методиста Юрия Степановича Меженко, который творчески интерпретировал идеи народного учителя СССР Виктора Федоровича Шаталова, создав организационно-методическую систему обучения русскому языку на основе опорных сигналов.

Сейчас ей 80 лет, но она продолжает трудиться во благо подрастающего поколения. С утра гимнастика, затем школа и огород. И…постоянная работа над собой!

«Никогда не любила однообразие. К примеру, если вчера на уроке были карточки, то сегодня блиц-опрос. Делила класс на ряды-команды. Первый ряд, допустим, должен отвечать по глаголам: я называю глаголы, они говорят спряжение. Или глаголы-исключения… Это длилось минут 5–6. У учеников сразу проявлялся интерес и настрой учиться».

У педагога особый подход и к проверке домашнего задания: «Отвечать приглашала по номерам. В классе 15 человек, каждый получает карточку со своей цифрой. Делала это для того, чтобы готовились ежедневно. Лежат на столе карточки, вытягиваю одну и говорю: сейчас к доске пойдет номер…».

На вопрос, какими качествами должен обладать учитель, отвечает: «Прежде всего нужно любить свой предмет. И любить детей. Самое приятное в работе – успехи учеников».

Она вырастила и своих четверых детей. Трое стали педагогами. Пирдаз Ханмагомедова привила им любовь к профессии, которая по сути не приносит большого дохода. Это профессия, где ты больше отдаешь, чем получаешь.

«Всегда мечтала о девочке. И тут у меня рождаются сразу две: близняшки Эльмира и Гульнара. Муж, встречая у роддома с огромным букетом роз, пошутил: надеюсь, мечта сбылась и больше девочку ты не хочешь?! А ведь, правда, здорово, когда мечты сбываются вдвойне».

Жизнерадостная, открытая, веселая, она влюбляет в себя людей буквально с первых минут общения. А еще красиво декламирует стихи. И пишет сама – на родном даргинском языке. Некоторые даже публиковались в газете.

«Счастливая семья – это как крепость. Каким бы тревожным ни был мир за порогом, именно дома ребенок чувствует себя в безопасности. Однако, работая социальным педагогом в школе, я сталкиваюсь и с такими семьями, где поражает бессердечное отношение матерей к детям».

Пирдаз Юсуповна помогает ученикам не только в приобретении знаний, но и ценными советами. Большое участие приняла она в воспитании Мурада Мустафаева – ученика, который в пятом классе остался круглым сиротой, помогла ему с подготовкой для поступления в Кронштадтский кадетский корпус. Она одновременно педагог, наставник, друг и… мама!

Выпускники до сих пор приходят к ней за советом, хотя уже сами мамы и папы. «Муж пьет и бьет, что делать?», «Ребенок перестал читать и интересоваться чем-либо, кроме компьютерных игр, как помочь?».

И она всегда находит решение проблемы, потому что пропускает чужие истории через себя.

Пирдаз Ханмагомедова знает, как правильно разговаривать с детьми.

«На днях, – рассказывает она, – мне привезли мешок сахара. Доставщик спрашивает: «Как учился мой отец?» А отец его был настоящий двоечник, но детям, особенно младшего возраста, никогда нельзя говорить, мол, папа твой такой-сякой. Прилежно, говорю, учился и вел себя хорошо».

А сахара много взяла на варенье. Знали бы вы, какой у них растет инжир! М-м-м. Попробовать у вас не получится, просто поверьте на слово.

Пользуясь случаем, Пирдаз Юсуповна передала большой привет коллективу «Дагестанской правды».

«Вы знаете, мне было так неловко, когда сказали, что будете писать обо мне. Спасибо вам большое! Читаю газету, вижу, что теме образования уделяете большое внимание, пишете о заслуженных педагогах. Успехов вам и процветания! Скоро дозреет гранат – приезжайте в гости».

Статьи из «Год педагога и наставника»

«Учитель, в сердце моём хранимый»

16
Портреты, фотографии, рисунки… Взгляд останавливается на цитате. «Остановись, читатель! Перед тобой фотографии лучших...

Современный Макаренко

132
Подходит к завершению Год педагога и наставника. На протяжении всего календарного цикла...

Учителя жизни

29
С первых лет советской власти в Дагестане уделяли особое внимание образованию. Важная миссия в прошлом выпала на первые педагогические училища – Хасавюртовское и...

Философия в решении конфликтов

30
В энциклопедических изданиях «Кто есть кто в России» и...