По тропинке к детским сердцам
Сегодня в СМИ и соцсетях нередко обсуждаются случаи, когда учителя школ становятся объектами издевательства со стороны некоторых учащихся. При этом сами педагоги могут противопоставить таким выходкам учащихся лишь свое терпение и призывы не нарушать школьную дисциплину.
Это, как правило, мало помогает образумить хулиганов. Среди учителей и родителей не раз поднимался вопрос о необходимости принятия федерального закона о защите чести и достоинства педагогов, в котором бы содержались четкие юридические нормы, способные реально защитить учителя от оскорблений и иных форм хулиганства со стороны отдельных учеников.
В настоящее время в Госдуме РФ подготовлен такой законопроект, он предлагает законодательно закрепить высокий статус преподавателя, создать механизм защиты его прав. Депутаты, возможно, примут закон до начала летних парламентских каникул.
На фоне всего вышесказанного мы уверены, что наша сегодняшняя героиня никогда не столкнётся с подобным к себе отношением.
Требовательная к себе, строгая и справедливая по отношению к ученикам, уважительная к коллегам, Валида Беделова еще в 4-м классе определилась с выбором будущей профессии. Образ первой учительницы Любови Садыковны Рашидовой повлиял на профессиональное становление нашей героини.
Поэтому после окончания Дербентской средней школы № 8 им. М. Лермонтова она поступила в педучилище. Профессиональную деятельность молодой педагог начала в Дагогнинской средней школе №2. Затем вместе с супругом Беделом Нурмагомедовичем по семейным обстоятельствам переехала в Дербент и там в средней школе № 19 проработала четыре года.
– Где иголка, там и нитка, – шутя рассказывает о себе Валида Магомедовна. – В Махачкалинском лицее № 39 им. Б. Астемирова я работаю с 1980 года.
Как и любой педагог начальной школы, она преподает разные дисциплины, ведет внеурочную деятельность, с удовольствием разучивая с детьми стихи и песни для участия в конкурсах, организуя праздники. Старается не отставать от современных тенденций в образовательной сфере – осваивает различные компьютерные программы.
– Настоящий учитель с нетерпением ждет завтрашнего дня, – рассуждает педагог. – Первым делом он стремится создать спокойную обстановку в классе, выкладывается по максимуму. Педагогу важно не только видеть ребенка, но и слушать и слышать его, не надо пытаться переделать ученика, нужно принимать таким, каков он есть. А еще важно уметь направлять детские мысли в правильное русло, ведь они потом отражаются во взрослой жизни.
Сегодня в 1 «8» классе В. Беделовой 30 первоклашек. Наставник стремится научить детей быть добрыми и человечными. Она уверена: если человек в любой ситуации будет оставаться человеком, то всегда найдет себя в жизни.
Взаимодействуя, влиять
Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, свое веское слово должны сказать и родители. Проявляя интерес ко всему, с чем связана жизнь детей, не оставаясь в стороне от школы, создавая благоприятный климат в семье, они помогают учителю в деле воспитания и развития личности. В этой деликатной работе отношения надо выстраивать так, чтобы учитель и семья имели одинаковую точку зрения на обучение и воспитание ребенка. Валида Магомедовна признается, что ей в этом отношении повезло.
– Детишки в моем классе хорошо воспитаны. Несколько праздников, которые мы уже успели отметить с начала учебного года, прошли с активным участием пап и мам. А с дружных, сплоченных, отзывчивых родителей берут пример и дети.
Самое важное качество учителя, по ее мнению, это любовь к ученикам, желание им помочь, стремление их понять. Ей сложно выделить кого-то из тех десятков и сотен учеников, прошедших через её руки за эти годы, отдельный выпуск, каждый из них – особенный. Она любит их как родных детей. А главное — учитель должен заслужить уважение и доверие детей, по-другому никак нельзя.
Сложно выделить одного
Многие первоклассники испытывают страх перед школой. Это нормально: ребенку тяжело отрываться от родителей, привычного уклада жизни… Ученикам Валиды Магомедовны справиться с волнением помогают мудрость родителей и профессионализм педагога.
Один из учеников Валиды Магомедовны Тамерлан Бабаев рассказывает, когда он впервые оказался в школе, ничего не знал и стеснялся о чем-то спрашивать учителя. «Мы были зажатыми и смешными малышами, ничего не знали, а теперь умеем читать, писать и дружить», – говорит мальчик.
Его поддерживает Хадис Султанов: «Наш класс – самый дружный. Всегда поддерживаем друг друга, делимся карандашами, фломастерами, цветной бумагой».
… Незаметно пролетят годы, первоклассники Валиды Магомедовны вырастут, встанут на ноги, но не перестанут быть ее детьми. Со многими своими выпускниками у педагога до сих пор теплые отношения, она продолжает следить за их успехами в дальнейшей жизни.