Купить PDF-версию
02:24 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
09:17 04.10.2019

«Поверить алгеброй гармонию…»

Особые люди… К ним тянутся, они всегда неожиданны и интересны тем, что все в них не по стандарту. С легкостью разрушая привычные стереотипы, внося свежую струю в рутину, они разбавляют обыденность нестандартностью мышления, что дает простор мысли, возможность, легко отрываясь от привычного, устоявшегося, испытать восторг, когда в глазах собеседника мелькнет искорка, из которой рождается настоящий талант.

Райсат Абакарова, педагог Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей, убеждена, что только учитель может разглядеть настоящий талант в ребенке. И ее ученики – не обычные учащиеся, а научные исследователи, для которых педагог – личность, а еще ориентир в мире знаний, стремительно меняющих образовательную парадигму.

Учитель математики не сомневается в том, что этот предмет необходим как ребятам, кто выбрал его для себя как будущую профессию, так и гуманитариям, со временем осознающим, что и в литературе, и в поэзии, и в музыке, во всем царят законы математики, подчиняющие себе звук, влияя на последовательность физических законов, сохраняя во всем, чем бы ни занимался человек, геометрическую тональность.

Отдав профессии учителя более тридцати лет, Райсат Магомедовна до бесконечности может рассуждать о любимом предмете. Наверное, потому для ее учеников каждый урок наставника — это нечто такое, что не имеет отношение к догмам, а только к науке в соединении с информационными технологиями, совершенствующими методики точного предмета, расширяющими ее возможности до бесконечности.

— Это не совсем обычные уроки, – замечает педагог. – Здесь каждый – экспериментатор, гений, который не боится оспорить авторитет, мечтая открыть законы, пока неподвластные человечеству. И в лицее все делается для того, чтобы поддержать талантливых, любознательных детей, стремящихся познать законы мироздания.

— Я не стараюсь облегчить им подачу учебного материала, – говорит педагог, – но даю возможность добраться до сути самостоятельно. Мои ребята, они такие, знаете, самодостаточные, и многие мои коллеги из других школ удивляются, как можно так увлечь предметом, считающимся невостребованным, сложным. А я отвечаю, что нет более увлекательного занятия, чем точные науки.

Я спрашиваю у Райсат, как она увлеклась математикой. Она улыбается и рассказывает о том, что, когда оказалась в интернате горянок, и тогда отбиравшем талантливых ребят со всех уголков Дагестана, ей пришлись по душе одноклассники, подававшие надежды.

— Родители кочевали по республике: отец был партийным работником, и его бросали то на один участок работы, то на другой. И мы, дети, бесконечно меняли школы, привыкли к тому, что приходится часто покидать насиженное место.

Тогда же отец принял решение отправить дочь учиться в интернат для талантливых детей. Сам Магомед Абакаров много лет возглавлял родной колхоз в селении Салта Гунибского района, работал на буровых в Южносухокумске, поднимал хозяйства Кизлярщины. И мечтал воспитать в дочери твердый характер, развить способности. Может, поэтому для горской девчушки интернат стал вторым домом. И отучившись на матфаке ДГУ, проработав в различных образовательных учреждениях, она вернулась «домой», в теперь уже Республиканский многопрофильный лицей, ощутив то невероятное счастье, которое испытываешь, когда видишь перед собой родные стены.

Здесь каждый — экспериментатор, гений, который не боится оспорить авторитет, мечтая открыть законы, пока неподвластные человечеству

— Для меня изначально математика стала осознанным выбором, – рассказывает Райсат Магомедовна, – я ведь была отличницей по всем предметам и долго раздумывала, какую выбрать специальность. Все размышляла: гуманитарные или точные науки? Остановилась на математике, посчитав, что это скорее не наука, а философия, гармония формул, теорем, последовательность которых всегда приводит к логическому концу.

Она с гордостью называет свой выпуск олимпийским.

— Почему? – интересуюсь я.

— Олимпиада в Москве проходила, — улыбается она, — мы были так уверены в себе, перед нами открывался целый мир.

И в самом деле выпуск оказался олимпийским. Впоследствии выпускники 80-х возглавили государственные посты, заняли важные должности в ведущих отраслях республики. И где бы ни работала Райсат Магомедовна, а ей пришлось преподавать даже в Кагалыме Ханты-Мансийского округа, она старалась привить своим ученикам любовь к математике, что вызывало настоящий интерес к предмету, ставшему для многих из ее учеников основой научной деятельности, предметом фундаментальных изысканий.

— Сегодня цифровые технологии определяют новую экономику, науку, все, что окружает человечество, – рассуждает учитель. Благодаря инновациям многое, некогда казавшееся недостижимым превращается в конкретный научный продукт. И мои ученики, делая первые шаги, тот же график функций могут рассмотреть в различных проекциях благодаря интерактивной доске, развивающей пространственное мышление, позволяя выявить внутренний потенциал каждого из них.

Она приводит в пример чешских коллег, которые не дают заданий на дом ученикам, а делают упор на основных темах в информационном пространстве, предлагая, выделив здравое зерно, сконцентрировать внимание на главном, а не на второстепенном. Так происходит селекционирование талантливых, успешных исследователей, для которых педагог – тот человек, кто дает возможность самообразовываться. А это позволяет мотивировать учащегося и к ЕГЭ.

Наставник замечает, что для учащихся лицея ЕГЭ — это систематизированный подход к новым знаниям:

— Мы готовим учеников с олимпиадным мышлением, то есть к достижению высоких результатов, к тому, чтобы быть готовыми к самым сложным предметным заданиям, уверенными в том, что на любом, всероссийском, международным уровне наши питомцы смогут доказать свой ай-кью, соответствуя высшим образовательным сертификатам, размышляя и продвигая проекты будущего. Так и происходит. Лицей из года в год становится победителем престижных всероссийских конкурсов среди образовательных учреждений страны.

Педагог лицея мыслит современными категориями. Она из разряда учителей-новаторов, предпочитающих работать со штучными экземплярами, которых пестует, превращая талантливых ребят в инноваторов, берущих на себя смелость стать первооткрывателями в точной науке. По ее мнению, многопрофильный лицей – интернат для одаренных детей – одно из самых перспективных инновационных образовательных учреждений республики. Здесь, убеждена она, педагогический коллектив работает над развитием личностного потенциала талантливых ребят, созданием продуктивной системы формирования и развития творческих способностей и нестандартного мышления как педагогов, так и учащихся.

Как и всегда, учебные кабинеты лицея наполнены ребячьим гомоном, звучит многоголосая речь, а учащиеся различных национальностей сохраняют то единство, что объединяет народы, живущие на благодатной земле на протяжении веков. Вот такая своеобразная лаборатория межнациональных отношений, модель современного устройства республики. Педагог особенно гордится тем, что в лицее сохраняются традиции республики, живущей единым домом. Здесь, по мнению Райсат Магомедовны, особая школа современного педагога. Многие учителя лицея за высокие результаты в педагогической деятельности удостоены президентского гранта. Дважды РМЛ вошел в число 500 лучших школ России.

Райсат Магомедовна замечает, что инновационный характер осуществляемых в образовании реформ требует от лицея иных подходов к организации работы физико-математического, гуманитарного, химико-биологического и компьютерно-информационного направлений. И модернизация образования, творческие инновационные процессы в отрасли – стимул для педагогов к обновлению научно-методической службы лицея, в том числе естественно-научного профиля обучения.

– Гармонично развитая личность – вот что является основной моделью развития нашего лицея, – говорит педагог. – Это всестороннее развитие личности, формирование патриота и гражданина своей страны, способного разбираться в том, что происходит в мире, аргументированно противостоять идеологическим противникам, быть в центре происходящих событий, сохраняя Дагестан единым и неделимым.

Во время нашего общения педагог акцентировала внимание на педагогическом коллективе и находила этому объяснение. Только сохраняя преемственность традиций классической школы, считает она, возможно совершенствовать систему выявления и педагогической поддержки одаренных детей как уникального ресурса развития нашей республики.

Поспешила она поделиться еще одной радостью. В этом году РМЛ выиграл федеральный грант Минпроса РФ на шесть миллионов рублей, в рамках которого на базе лицея в течение 2019-2021 годов будет реализовываться проект «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика», «Технология» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» госпрограммы РФ «Развитие образования».

Райсат Магомедовна уверена, что это еще одно доказательство того, что работа на результат позволяет судить о потенциале каждого педагога лицея.

Задачи, которые стоят перед школой физико-технического профиля, намного глубже задач общеобразовательной школы, считает педагог, поскольку они усиливают познавательную, нравственную, эмоциональную сторону развития и определяют отношение к предмету, способствуя формированию диалектико-материалистического мировоззрения, современной научной картины мира.

Напоследок я спросила у педагога о ее личных достижениях.

— Разве это так важно? – удивилась она. – Педагог ведь всегда остается прежде всего учителем, для которого важен результат его работы.

А на вопрос, что она думает о будущем образовании республики, Райсат Магомедовна, не задумываясь ответила: – Раскрыть талант в каждом ребенке, дав ему возможность поверить в свою мечту.

Похожие

Негасимый свет её души

215
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

369
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

153
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

Профессия дальнего действия

23
Иногда родной язык ей даже снится. «Это образ моей родины, он осязаемый, близкий, наполненный светом. С ним ты рождаешься, с ним уходишь. И это то, что держит каждого...

Учительница первая моя

170
Тайком вырванный лист в дневнике или рабочей тетради, первый звонок и первая влюблённость,...

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

13
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

48
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

103
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

99
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...

Ценный предмет

216
С интересом прочитал проблемную статью «Мозаика народов и культур» профессора Загира...

Время пришло

17
В учебные планы школ республики 32 года назад был введен новый предмет «Культура и традиции...

Приоритеты и перспективы

21
Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок получал хорошие знания. А что нужно...