Родной язык не должен умереть
Любое многонациональное государство имеет единое для всего населения средство общения. Им у нас, в Российской Федерации, стал русский язык, отвечающий как внутренним коммуникативным потребностям страны, так и задачам ее внешних связей. Но, отдавая дань уважения этому великому языку, можно ли оправдывать тех, кто по недомыслию отворачивается от многообразия и многокрасочности языковой жизни нашего общества.
О смерти языка
Спокойно, без участья,
Ты речь свою повел,
Ученую весьма.
Что для тебя язык?
Глагол, деепричастья…
А для меня он – жизнь.
Ты понял? Жизнь сама!
Эти слова классика Кайсына Кулиева отвечают чаяниям любого малого народа, радеющего за сохранность своего родного языка.
Проблема сохранения родных языков, судя по частоте ее обсуждения, на сегодняшний день в Дагестане считается едва ли не одной из самых главных. При этом сложность вопроса состоит в том, что он многоаспектен и причины его возникновения связаны со многими сторонами жизни общества. Соответственно этому решение проблем языковой ситуации зависит от многих обстоятельств, в первую очередь от ответственности общества в целом и каждого его члена, реального или потенциального носителя языка.
Картина языковой ситуации в мире выглядит весьма неутешительно. Существует реальная опасность, что через несколько поколений более половины из пока еще живых языков могут исчезнуть, так как, по подсчётам специалистов, каждый месяц в мире вымирает два языка.
Исчезновение языка – большая трагедия для народа – его носителей не только потому, что язык – один из важнейших признаков нации, традиций, культуры, но еще и потому, что это невосполнимая утрата для всей мировой цивилизации.
Если обратиться к конкретным фактам языковой ситуации в нашей республике, то картина выглядит весьма противоречивой. Сегодня в Дагестане в среднем от 30 до 45% людей от каждого коренного народа живут в городах и находятся «в зоне повышенного риска» – они во втором-третьем поколении, по сути, полностью отрываются от родного языка со всеми вытекающими отсюда последствиями. А ведь это, без преувеличения, передовая часть народа, которая должна бы составлять интеллектуальную элиту нации.
Представляется, что укрепление позиций «национальной школы», ее эффективная и результативная работа по сохранению родных языков труднодостижима без системы принятия мер. К таким мерам можно отнести выявление потребностей этнических групп в изучении языка своей национальности, использование новейших методик ускоренного изучения родных языков, укрепление и совершенствование цепи звеньев «детское образовательное учреждение – школа – вуз», обеспечивающей непрерывность изучения языка и, следовательно, его знание, открытое обсуждение состояния и проблем школы, поиск новых качественных механизмов контроля за выполнением принятых властью задач.
Надо самим брать в свои руки дело сохранения национальных языков, делать все возможное для процветания своего языка и культуры, больше и активнее внедрять свой национальный язык и культуру в жизнь и в Интернет. В Интернете необходимо создать национальные корпуса дагестанских языков. Ведь если не использовать язык в жизни, он исчезнет.
Дагестанский государственный педагогический университет вот уже более тридцати лет непосредственно занимается поиском путей сохранения, развития и популяризации родных языков и литератур.
На базе факультета дагестанской филологии осуществляется подготовка научно-педагогических кадров по девяти письменным языкам народов Дагестана. Из года в год растет интерес молодежи к деятельности факультета, желающих учиться по специальностям «Родной язык и литература» больше, чем позволяют контрольные цифры приема.
Ректорат педагогического университета уделяет пристальное внимание процессу подготовки национальных кадров для школ республики. Проводимые с участием студентов мероприятия также подтверждают их приверженность к избранной специальности. В своей деятельности педагогический университет вышел далеко за пределы республики и Российской Федерации. С 2000-х годов осуществляется подготовка учителей по родным языкам и литературе, в частности по аварскому и лезгинскому языкам для школ Республики Азербайджан.
Неоценимый вклад в дело подготовки кадров по национальным языкам и литературе внесли ученые педагогического университета – профессоры З.Н. Акавов, Г.Х. Ибрагимов, Г.Г. Буржунов, А.З. Абдуллаева и многие другие. Их дело сегодня продолжают ученики, которые также успели внести свой вклад в дело сохранения, исследования, популяризации родных языков.
Для повышения профессионального мастерства сегодня студенты педагогического университета имеют возможность продолжить учебу в магистратуре, аспирантуре. В Даггоспедуниверситете функционирует единственный в СКФО диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по языкам народов Дагестана (кавказские языки). Это достаточно весомый вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для школ, педколледжей, научных учреждений Дагестана. Вуз как флагман в процессе подготовки научно-педагогических кадров республики делает все возможное в целях сохранения, развития и популяризации дагестанских языков.
Очевидна необходимость определения реальной картины языковой ситуации, чтобы разработать предельно четкие и удобные подходы и методы оживления и развития языка. Гармоничное взаимодействие национально-русского двуязычия на всех уровнях социальной структуры общества должно способствовать сохранению и развитию родных языков и совершенствованию степени владения русским языком – языком межнационального общения.