Родные языки – наше наследие
В Махачкалинском центре повышения квалификации состоялось заседание круглого стола по теме: «Молодежь и государственная языковая политика». Шла речь о состоянии преподавания и изучения родных языков в Дагестане.
Во вступительном слове председатель Совета МЦПК, д.э.н., профессор Магомед Абакаров раскрыл суть проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон «Об образовании в Российской Федерации», отметив, что поправки позволят сохранить баланс реализации конституционных прав граждан на свободный выбор возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством РФ, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.
По мнению М. Абакарова, принятие данного законопроекта не отменяет существующего статуса родных языков, они продолжают входить в обязательную часть базисного учебного плана. Он также выразил надежду, что руководство республики в рамках своих полномочий примет действенные меры по сохранению и развитию языков народов Дагестана.
Выступившие в ходе обсуждения народная поэтесса Дагестана Аминат Абдулманапова, зам. директора Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова, заслуженный работник культуры РД Сарат Джабраилова, учитель кумыкского языка и литературы МБОУ «Ленинкентская СОШ» г. Махачкалы Зарема Джанхуватова, зав. отделом этнографии ДНЦ РАН, д.и.н., профессор Магомедхан Магомедханов, зав. кафедрой стран Азии и Африки ДГУ, д.и.н., профессор Салихат Мусаева, сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, к.фил.н. Хизри Юсупов, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РД, профессор ДГПУ Хан Баширов, старший научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, к.ф.н. Сулейман Мусаев, публицист Магомед Султанов-Барсов, региональный координатор РАО РФ по РД Амин Аминов, консультант Миннаца РД Руслан Сулейманов были едины во мнении, что обсуждаемая на круглом столе тема очень актуальна для региона. Отмечалось, что «потерять язык – значит, потерять языковую идентичность, поэтому нам важно сохранять языки народов Дагестана». Этим были озабочены все, кто пришел рассмотреть проблемы в этой сфере.
Участники круглого стола говорили о том, что проводится немало мероприятий республиканского, регионального и всероссийского уровня по изучению родных языков, однако эффективность их желает быть лучше.
Важно обсуждать этот вопрос на всех уровнях образования – школьном, среднем и высшем. Стоит задача защитить и сохранить коренные национальные языки, обеспечить обучение в образовательных организациях на этих языках. Необходимо создать условия гармоничного развития национально-русского двуязычия.
Не секрет, что в наших городах сами носители языка не хотят говорить на своем родном языке. Люди зачастую хотят изучать те языки, которые востребованы и помогут им решать жизненные задачи, например, русский, английский и другие. Естественно, при этом родной язык уходит на второй план. Участники круглого стола выразили надежду, что данный федеральный закон будет способствовать тому, что некоторые руководители образовательных организаций, родители, сами учащиеся перестанут считать уроки родного языка второстепенными.
Спор участников заседания вызвал вопрос о трактовке части 2 статьи 26 Конституции РФ, в которой установлены правовые гарантии реализации конституционных прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения и воспитания применительно к образованию в государственных и муниципальных образовательных организациях, в том числе в школах. Некоторые эксперты утверждали, что принуждать кого-то к реализации своего права означает фактическую подмену права обязанностью.
Эксперты обсудили и такой важный вопрос, как отсутствие учебников на родных языках, слабое материально-техническое обеспечение преподавания родных языков в целом, отсутствие методических рекомендаций. Нужна комплексная работа по обеспечению эффективности повышения квалификации учителей родных языков.
Участники круглого стола, отметив актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом в вопросе сохранения и развития родных языков, приняли рекомендации. Они предложили считать задачи развития родных языков приоритетными в работе органов власти и управления, муниципальных образований, установить контроль институтов гражданского общества за состоянием преподавания родных языков в образовательных учреждениях республики.
В рекомендациях также записано: развивать деятельность, направленную на формирование толерантности и гармоничного межэтнического и межконфессионального общения молодежи; активизировать обмен опытом общеобразовательных учреждений через проведение межрегиональных мероприятий, круглых столов, вебинаров по теме сохранения и развития родных языков в полиэтнической среде.
Республиканским средствам массовой информации рекомендовано активнее освещать опыт местных органов власти и образовательных учреждений в деле сохранения и изучения родных языков как важного фактора национального самосознания народов Дагестана.