X
09:12 23.05.2019

С уважением к русскому учителю

Магомед Абакаров, директор Махачкалинского центра повышения квалификации
Выпуск - 2019 №№ 143-144
55

Когда мы говорим «дагестанцы», то в это понятие по праву включаются представители русского народа. Потому что русский язык для дагестанцев не только государственный язык и язык межнационального общения, но и для многих это второй родной язык. Через русский язык и культуру цементируются взаимоотношения народов Дагестана и России и формируется российская идентичность. Дагестанско-русскому двуязычию в Конституции Республики Дагестан придается статус конституционной нормы.

Дагестанцы единодушны в том, что наличие русского населения в городах и районах республики положительно влияет на стабильность в обществе. Русский язык и русская культура создали в Стране гор среду конструктивного межнационального общения, получив общенациональное значение. Для дагестанцев русские – народ-созидатель, интернационалист, которому присущи трудолюбие, мудрость, гуманность, воля, ответственность, решимость. Большую работу по подготовке национальных кадров и формированию национальной культуры республики вели в далекие и сложные 30-е годы прошлого века русские учителя, инженерно-технические работники, врачи.

Нелегко было в те годы учительствовать, особенно в сельской местности. И тем не менее сотни и тысячи русских учителей приезжали в Дагестан. Им приходилось жить и работать в суровых условиях. Приезжие учителя испытывали дополнительные трудности из-за незнания русского языка не только школьниками, но и основной массой местных жителей.

Поэтому русским учителям приходилось осваивать необходимый словарный запас коренного населения, чтобы хоть как-то общаться с родителями учеников и общественностью.

Я родом из Сергокалинского района. Мой отец был заместителем директора школы, поэтому хорошо знаю, что во многих школах района количество русских учителей иногда доходило до половины.

Из города Краснодара приехал учитель физики Иван Иванович Жуков. До ухода на пенсию работал в педучилище, пользовался большим уважением среди студентов и жителей села. Окончив Ленинградский университет, работала учителем географии Татьяна Ефимовна Нагорнова. Лидия Павловна Багомедова выехала в Сергокалу вместе с мужем. Работала учителем начальных классов в средней школе № 2. Ей присвоены звания «Заслуженный учитель ДАССР», «Заслуженный учитель РСФСР». Сейчас находится на заслуженном отдыхе, живёт в селе. Из Краснодара приехала в Сергокалу Евдокия Михайловна Погорелая и до ухода на пенсию работала в педучилище. Также из Краснодара была Лидия Тимофеевна Попова, она преподавала русский язык и литературу. Любовь Леонтьевна Петросян прибыла из Ростова и вела несколько лет уроки биологии в педучилище. Александр Александрович Гагин вместе с семьёй приехал из Ростова, работал несколько лет в педучилище учителем рисования, потом вернулся на родину. Ольга Ивановна Игнатьева – из Сочи: преподавала русский язык и литературу. После ухода на пенсию уехала на родину. Иван Михайлович Севастьянов работал учителем русского языка и литературы в педучилище. После ухода на пенсию уехал в Курск. Эти люди бросали свои родные места, близких и родных, ехали по направлениям Министерства просвещения и добросовестно трудились в наших селах и городах, оставляя после себя добрую память. Екатерина Андреевна Гайденко родилась в селе Нагольная Миллеровского района Ростовской области. На её судьбу выпали суровые испытания военных лет. Хрупкая девочка вместе с подружками активно помогала фронту: вязала тёплые варежки, носки, собирала тёплые вещи и отправляла на фронт. Работала в госпитале, ухаживала за больными. Екатерина Андреевна принимала участие в истребительном батальоне по охране дорог, мостов, арестованных, выявляла дезертиров. Окончив в 1948 году Ростовский государственный университет, она по направлению приехала в Дагестан. Свою педагогическую деятельность начала в августе 1948 года в Уркарахской средней школе, через год была переведена в Сергокалинский район. До 1972 г. работала в педучилище. В августе 1972 г. педучилище было переведено в г. Избербаш. С 1973 г. начала преподавать в Сергокалинской средней школе № 2, где и пробыла до 1996 г. Работая в Сергокале, Екатерина снискала большую любовь и уважение сельчан. Здесь встретила и полюбила своего будущего мужа – Исмаила Исмаиловича Пахрудинова.

Сергокала стала для неё второй родиной: она родила и вырастила четверых детей, трое из них пошли по её стопам. Жизнь её была нелёгкой, но очень интересной и насыщенной событиями. Екатерина Андреевна быстро привыкла к местным обычаям, а выйдя замуж, приняла ислам, соблюдала все мусульманские праздники. В её семье всегда царили понимание и любовь… Успех ждал Екатерину и на педагогическом поприще. Екатерина Андреевна очень любила свой предмет – историю: ученики слушали, затаив дыхание. Благородный труд Е.А. Гайденко был оценён государством по достоинству: ей присвоено звание «Заслуженный учитель РД», награждена медалью за заслуги перед республикой. Например, в Урахинской школе была учительница русского языка Полина Петровна, которая любила и учила сельских ребятишек, как своих детей. Замечательная учительница из Тюбинской школы Кумторкалинского района Таисия Бондарь настолько хорошо изучила аварский и кумыкский языки, что свободно говорила с сельчанами. Они – образец того, каким должен быть учитель, приехавший в национальную республику. И таких примеров множество.

Примером глубокого уважения и сердечной благодарности к русским учителям является сооруженный в 2006 году в Редукторном поселке города Махачкалы возле озера Ак-Гель мемориальный комплекс. Было трогательно видеть как на открытии этого сооружения присутствовали постаревшие учителя, которые после войны, в 50-х годах прошлого века, приехали в наш горный край, чтобы своим самоотверженным трудом приобщить дагестанцев к отечественной и мировой культуре. Многие из этих русских девушек вышли замуж за дагестанцев, тем самым образовались межнациональные семьи, которым чужды национальная кичливость и заносчивость. Дагестанцы, воспитанные на гуманистических традициях старшего поколения, уважения к человеку, независимо от национальной принадлежности, должны определить свое отношение к развитию межнациональных отношений. Как это сделали благодарные дахадаевцы, которые в парке с. Уркарах (в августе 2010 года) открыли памятник русским учителям, врачам.

Иногда отток русских из Дагестана обосновывают фактором так называемого статусного неравенства русских с представителями других национальностей республики. На это хочется возразить. По статусному положению русские в Дагестане являются республикообразующим народом наряду с другими народами республики. Проведенный анализ показал, что миграционные процессы определяются в первую очередь социально-экономическими условиями, четко коррелируются с теми или иными тенденциями в политической и экономической ситуации в регионе. Сказать, что в городах оттоку не способствовала конверсия оборонных отраслей промышленности, где в основном были заняты специалисты русской национальности, – это неправда. Наибольшая доля оттока русского населения из республики приходится на Махачкалу (около 45%) и Северный регион республики (около 15%), где русское население проживает исторически.

Махачкалинский центр повышения квалификации уделяет большое внимание сфере государственной национальной политики, этнокультурного развития народов, организуя научно-практические конференции, семинары, круглые столы, научные и социологические исследования.

У нас стали традиционными конкурсы «Русские учителя в Дагестане». К примеру, в конце прошлого года успешно прошел такой конкурс. Работы содержали интересный и познавательный материал. Был представлен архив фотографий русских учителей, приехавших в далекие послевоенные годы в Дагестан по направлению.

Все участники заочного этапа конкурса получили сертификаты, а участники очного тура – дипломы лауреатов. В номинации «Доклад» призовые места заняли: учитель русского языка ГКОУ РД «Общеобразовательная средняя школа-интернат № 6» г. Дербента Наргиля Садыкова; в номинации «Эссе» – учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Дербента Лейла Кулиева; в номинации «Рассказ» – учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Дербента Шерфе Усамова.

Статьи из «Образование»

Духовный феномен

26
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

21
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

51
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

110
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

105
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

64
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

217
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

371
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

155
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...