С заботой о каждом
Обучать, воспитывать, сохранять здоровье и нравственность детей – это были, есть и будут главные задачи образования.
Разговор об этом состоялся у нас с начальником управления образования г. Хасавюрта Русланом Ибрагимовым (на снимке). В прошлом году его наградили орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан». Это заслуженное признание его большой, нелегкой, ответственной работы.
– Руслан Мовланович, каков ваш главный девиз, которым вы руководствуетесь в жизни?
– Забота о человеке, – не задумываясь, ответил он.
– Талантливый учитель – какой он?
– Его уроки понятны, интересны. Для сравнения: как сказка, запоминающаяся на всю жизнь.
– В современном мире много «шелухи», ложных истин, царит психология потребительства. Школа должна уберечь детей от этого. Как?
– Быть для них положительным примером во всем.
– Всегда было, что школа отвечает за воспитание и обучение детей. Но только ли школа в ответе за это?
– Действовать следует всем вместе: и родителям, и обществу. Это наши дети!
– Некрасов писал: «Печально я гляжу на наше поколенье». Каков ваш взгляд на нынешнюю молодежь?
– Смотрю с надеждой.
– Все мы хотим свободы. Какое значение вы вкладываете в это слово?
– Сказал – сделал. Пообещал – выполни. Истины старые и проверенные.
– Вы уже давно в школе. Бывали разные обстоятельства, требования. А что главнее для педагога?
– Работа. Прежде всего самообразование. Жан Жак Руссо сказал: «Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню». Задача номер один – вовлечь, заинтересовать своих учеников.
– Порой учителя сами как дети: обидчивые, неуступчивые, с ленцой.
– Человеку, в том числе учителю, не чуждо ничто человеческое, главное, чтобы он был порядочным.
– Что вы можете простить, а с чем никогда не согласитесь?
– Не прощаю обмана. Это самое страшное. И самообман тоже. Честь – то, что никогда не стареет и не подводит.
– Что вам более присуще: самомнение или сомнение?
– Конечно, сомнение. Любое решение нужно обдумать. Конечно, вечно сомневающийся человек тоже не подарок, но самомнение – это, как я не раз убеждался, не от большого ума.
– Какое определение вы считаете более точным: работать в школе или служить ей?
– На мой взгляд, служить. Воспитание с обучением стоят в одном ряду. Мы, учителя, должны осознавать свою миссию. Как определить профессионала? Хороший учитель чётко и убедительно излагает свой предмет. Честно относится к ученику, уроку, профессии. Сегодняшние ученики – очень интересный контингент. При том что легко можно найти ответы в Интернете, они хотят сами дойти до сути, понять, осмыслить. Да, они могут уважать учителя за доброту и отзывчивость, но ценить будут за полученные знания. Их нужно и учить, и учиться у них.
Наша беседа касалась многих аспектов учительского труда, взаимоотношений педагога и ученика. И по многим из них у Руслана Мовлановича свой оригинальный взгляд, своя проверенная практикой истина. Недаром к нему часто обращаются учителя за советом и поддержкой в сложном вопросе.
Иногда он бывает уставшим. А как по-другому? Семья-то большая. Он привык отвечать за всех: и за того, кто пришел первый раз в первый класс, и за тех, на ком лента «Выпускник года», и за учителя, и за младшую группу в садике. Каждый человек для него главный, каждый неповторимый.