Сами себе композиторы
Меломанов отличает не только отсутствие условностей и всяческих границ при поиске редких записей музыкальных шедевров. Они делятся на любителей пластинок, кассетных проигрывателей и даже граммофонов, и вряд ли истинные ценители музыки станут считать собратом по интересам человека, слушающего Баха в наушниках смартфона в закусочной. Но время неумолимо в стремлении перевода всего и вся в биты и байты, а для сочинительства собственных композиций можно просто обратиться к помощи искусственного интеллекта.
Как работают современные музыкальные сервисы? Какие алгоритмы рекомендуют? Может ли компьютер понимать музыку? Ответы на эти и другие вопросы школьники узнают на уроках, проходящих в новом формате.
С 14 февраля по 6 марта Яндекс проводит занятия в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». Тема урока этого года – «Цифровое искусство: музыка и IT». Новый урок, подготовленный экспертами компании, объясняет, как с помощью технологий можно узнать больше о музыке и как ее создавать с помощью искусственного интеллекта. Организаторы «Урока цифры» – АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с компаниями-лидерами цифровой трансформации при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Дисциплина стала частью образовательного процесса и для учеников 10-го класса махачкалинской школы № 59. На уроке ребятам рассказали, что происходит сейчас на стыке музыки и IT: какие технологии нужны для распознавания и оцифровки, какую музыку может создавать искусственный интеллект вместе с человеком. Разработчики надеются, что эти материалы позволят узнать больше об устройстве привычных вещей: возможно, кто-то увидит интересную для себя нишу, в которой захочет развиваться.
«На пересечении IT и других дисциплин, иногда неожиданных, происходит много интересного – новые технологии становятся привычными и меняют повседневный образ жизни. Это же касается и музыки: например, рекомендации Яндекс.Музыка умеют подбирать треки под ситуацию, в которой находится слушатель, и под его настроение. Алгоритмы сервиса учитывают больше тысячи факторов, чтобы идеально рекомендовать как любимую, так и незнакомую для пользователя музыку», – комментирует Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России.
В дагестанской столице реализация проекта длится уже порядка трёх лет. По мнению заместителя начальника управления образования Махачкалы Зумрут Багдуевой, подобная практика крайне необходима в современных условиях, поскольку даёт глубокие знания в цифровизации и IT-технологий. «Уроки цифры» играют роль неких катализаторов, которые способствуют развитию цифровой грамотности у подрастающего поколения. Мы поддерживаем в этом плане организаторов этих мероприятий. Во всех школах города есть специализированные классы, которые позволяют проводить такие уроки, поэтому проблем никаких не возникает», – говорит специалист.
По мере развития искусственного интеллекта растет и его потенциал в креативных областях, и музыкальная индустрия – одна из таких областей. Искусственный интеллект сегодня может создавать мелодию, ритм и тембры для самых разных инструментов, а также стили и голоса певцов, которые будут звучать вместе с музыкой. Более того, технология позволяет распознавать музыку, собирать ее в плейлисты и советовать другим. С этими механизмами ребят и ознакомили на новом уроке не только заместитель директора по информатизации образовательного процесса школы № 59 Аминат Алиева, но и известные российские исполнители, авторы песен и блогеры, менеджер проектов Яндекс.Музыка Егор Филиппов и продюсер образовательных проектов компании Анастасия Тмур. Они-то и пояснили ребятам: с течением времени технологии меняются, и теперь человек учит искусственный интеллект проворачивать те же трюки, что и человеческий мозг. Узнавать музыку за несколько секунд, к примеру.
Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из музыкальных интересов человека в режиме реального времени, то есть в течение нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И как продолжение IT-инноваций в музыке – это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?
Искусственный интеллект в ближайшее время будет помогать людям решать не только рутинные, но и творческие задачи. «Вместе с «Уроком цифры» ребята смогут запросто разобраться, как работает алгоритм и как с помощью искусственного интеллекта можно написать композиции самостоятельно. Это даёт школьникам объективное представление о пользе современных технологий, и, возможно, некоторые из них свяжут свою будущую профессию с этим перспективным направлением», – комментирует Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».
На уроке махачкалинские школьники познакомились со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых научить робота слышать песни и узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся. А самым увлеченным доступен бонус – понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.
Сам урок состоит из видео, комиксов с теорией, инфографики и интерактивного тренажера для закрепления знаний. Материалы адаптированы для школьников от 1 до 11-х классов – задания отличаются по объему и уровню сложности. В начале урока участникам рассказывают, что такое звук и какие у него есть важные характеристики. Участники учатся оцифровывать музыку, узнают, как работают алгоритмы рекомендаций в музыкальных сервисах, а еще пробуют с помощью технологий написать музыку самостоятельно.
«Урок цифры» проводится в России с 2018 года. В рамках проекта ведущие IT-компании разрабатывают уроки, доступные как школам, так и родителям с детьми для самостоятельного изучения. Занятия помогают школьникам сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием. Это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
В 2019–2020 учебном году урок расширил свою географию: при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100 с лишним стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики. В нынешнем учебном году «Урок цифры» охватил больше половины российских школьников. За 3,5 года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 45 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России.