Счастливы вместе
Можно ли представить дагправдинский проект «Год образования» без педагога, на чью долю выпала мало кому посильная ноша – не только учить, но и воспитывать, отталкиваясь от традиционных духовно-нравственных ценностей, в основе которых идентичность размышляющей личности? Ну, конечно, нет.
И стоит задуматься над тем, что какой бы современной школа ни была, она должна оставаться домом, в котором, как в семье, всё близко, всё на тончайшем уровне доверия. Вот и в доме Нины Васильевны Исаковой (на снимке с супругом и внучкой), педагогический стаж которой 57 лет, словно витает незримая аура тепла и какой-то особой магнетической материнской любви к миру.
Она как раз из той самой учительской когорты, что, следуя современным образовательным методикам, исходит из мировоззрения ребенка, его характера, наклонностей, внутренних ощущений. Такие учителя для ученика больше, чем педагог. Это духовный наставник, человек, которому можно доверить самое потаенное.
– К сожалению, такое доверие уходит из нашей жизни, – вздыхает Нина Васильевна. – Информационный поток поглощает внутренний мир ребенка, негативно управляя поведенческим алгоритмом. И потому воспитательная константа остается одной из самых важных составляющих школы нового века, в которой вместе с новыми образовательными технологиями должны оставаться традиции, характеризующие российскую школу не только как просвещенческую, но и как гуманную, пробуждающую в личности идеалы добра и справедливости.
Возможно ли это? Нина Васильевна убеждена, что новейшая история, которая творится здесь и сейчас, требует от учителя необычайной зоркости, выверенной оценки общественно-политических процессов, происходящих в стране.
Она вспоминает детство, юность, своих родителей, приехавших в Дагестан в далекие тридцатые годы прошлого века. Отец выходец из Краснодарского края, мама из Саратовской области. Встретились в горном крае, полюбили друг друга, создали семью, в которой родилось семеро детей.
– Мама, Мария Михайловна, была домохозяйкой, отец, Василий Федосеевич, работал в вагонном депо на пропарочной станции, – рассказывает собеседница. – Прошел всю войну. И мечтал, чтобы его дети получили высшее образование. И потому в семье был культ учебы. Младшая сестра стала математиком, а две старшие сестры-близнецы – педагогами-физиками. А я с тех пор, как стала изучать в школе иностранный язык, решила, что обязательно освою профессию учителя английского языка.
Как показательный вспоминает Нина Васильевна случай, когда после окончания иностранного факультета ДГУ, проработав в горкоме комсомола два года, отправилась в командировку в Агульский район. Шла по селу в школу, и не было дома, куда бы ее ни пригласили зайти угоститься свежим молоком, пышкой или просто пообщаться.
– Учитель на селе был почитаемым человеком, – делится опытный педагог. – И для меня это стало своеобразным уроком, осознанием, если так можно выразиться, своей миссии на земле – быть не просто учителем, но просветителем.
Сама судьба вела ее по жизни, следуя к намеченной цели.
– Нет, карьеру никогда не строила, – улыбается Нина Васильевна. – Слово «карьерист» тогда имело иной, негативный смысл. Свои учительские университеты начала проходить в 85-й железнодорожной махачкалинской школе в качестве организатора внеклассной работы. Осваивая педагогические азы в 39-й школе города, поняла, что педагог – профессия, которой надо учиться всю жизнь, много работая над собой, вырабатывая свой особый стиль, который позволял строить учебный процесс на основе доверия, равноправных отношений между учеником и учителем. Я знала своих ребят по именам, а общаясь с ними, выработала ту доверительную интонацию, которая помогла наладить контакт. Тогда ребенок для тебя больше, чем ученик, и он относится к тебе как к близкому человеку, делясь детскими невзгодами, даже отношениями внутри семьи.
Вот так же сложилась и ее собственная семья, отношения в которой изначально строились как уважительные, доброжелательные.
– Мы с моим мужем Алишой Абдурахмановичем Исаковым прожили счастливую жизнь, и она, слава богу, продолжается, – говорит женщина. – Вот, кажется, судьба нас не баловала. Но мы благодарны ей за то, что счастливы вместе уже почти пятьдесят лет, воспитали трех сыновей и дочь, у нас десять внуков. Муж не просто помогал мне, он стал для меня человеком, без которого я не мыслила свою жизнь.
Алиша Абдурахманович юрист по образованию. В самом начале совместной жизни его командировали к месту службы в Архангельскую область. Нина Васильевна последовала за мужем.
– Жили сначала в Архангельске, – рассказывает она, – где я устроилась учителем, организатором внешкольной работы, а позже работала в Нарьян-Маре заместителем директора школы с английским уклоном.
Нина Васильевна вспоминает, что коллеги в северном крае встретили ее удивительно тепло: «Ненцы, коми… Эти народности были так схожи с моими любимыми дагестанцами. Новые знакомые трепетно относились к молодой учительнице, приехавшей из Страны гор, а когда узнали, что я жду первенца, окружили бесконечным вниманием».
В 1978 году семья вернулась на родину, а Нина Васильевна – в родные пенаты, в махачкалинскую школу № 39, позже получившую статус многопрофильного лицея. И это было для нее счастьем. На посту заместителя директора по учебной работе основательно взялась за кропотливую, требующую особого внимания внутриучебную деятельность. И вспоминает, что ей приходилось учитывать психологический климат в школе, а когда распределялась учебная нагрузка, брала в расчет все нюансы, стараясь, чтобы каждый из педагогов мог работать не в ущерб семье, своим близким.
– Мы всегда готовы были прийти друг другу на помощь. Теплое общение органично распространялось и на отношения с учениками. Я старалась быть другом для своих воспитанников. И дорожила сложившимся доверием. Многие из ребят пошли по моим стопам, став преподавателями иностранного языка. И для меня подобная преемственность – предмет особой гордости, – говоря об этом, Нина Васильевна просто светится от счастья.
Замечает, что ЕГЭ остается неотъемлемой частью учебного процесса, позволяющей лучшим выпускникам обучаться в престижных российских вузах. Более пятидесяти процентов учащихся 39-го лицея имеют такую возможность, замечает Нина Васильевна.
Педагог так рассуждает: сегодня школе необходим качественный учитель, который бы справлялся с учебными программами, требующими глубоких знаний, став проводником для своих учеников. В очередной раз повторяет, что вместе с учебными новациями необходимо сохранять традиции советской школы, несущие в себе мощный воспитательный заряд.
Сегодня жизнь вне образовательного учреждения для Нины Васильевны складывается непросто. Обстоятельства. Требуется уход за самым близким для нее человеком. Но коллеги частые гости в доме Исаковых. А недавно прислали открытку к Дню матери, подписали: «Нашей всеобщей мамочке».
Есть в этих словах нечто большее, чем уважение. Обладая редкими по нынешним временам качествами, Нина Васильевна притягивает к себе необыкновенным трогательным отношением как к ученикам, так и сослуживцам, для которых она и впрямь всеобщая мамочка.
Пятьдесят семь лет педагогического стажа… Да ведь это целая жизнь! А она признается, что готова, не раздумывая, повторить всё снова и снова. Отличник просвещения России, ветеран сферы воспитания и образования РФ, она называет себя счастливым человеком, потому что выбрала самую лучшую профессию.
Учитель. Для нее смысл этого слова заключается в необыкновенной преданности своему делу, в котором она состоялась, обрела счастье быть нужной, которое подарило ей тысячи близких и любимых людей.