Школа – не просто часть жизни
Каждый по-своему приходит в профессию. Кто-то неожиданно для себя, поддавшись внушению родителей, кто-то за компанию с другом, а кто-то осознанно, мечтая о любимом деле с детства. Наша героиня – случай особый.
Олеся Петрова, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2022», в детстве мечтала о журналистике. Девочка стала участником летней международной школы для одарённых детей в Железногорске (Красноярский край), и именно там, в детском лагере, ей удалось примерить на себя роль журналиста. Это были её первые шаги в медиа. Но учиться Олеся поступила на филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева: хотелось получить фундаментальное образование, чтобы твердо стоять на ногах. Да и гены сыграли роль – в семье Петровых женщины часто выбирают профессию педагога.
После университета детская мечта осуществилась: работала корреспондентом на телевидении, позже редактором информационных выпусков. Всё нравилось, получалось. Но тут случился новый поворот – её приглашают работать учителем в родной школе, и она согласилась: сыграла любовь к малой родине, стремление быть нужной своему городу. Но и журналистика не оставляла. Петрова организовала свой школьный медиацентр: ребята издавали журнал, готовили новости и даже создавали пластилиновую анимацию. Так школа стала для молодой учительницы не просто частью жизни, а самой жизнью, позволяя реализовать сразу два своих профессиональных интереса.
В каспийском лицее № 14 Олеся Петрова чуть больше года – приехала в Дагестан вместе с мужем, он у неё военный. И педагог уже работает над тем, чтобы запустить в школе журналистский проект. Трудно ли было установить контакт с детьми? Всё-таки новый регион, другой менталитет. Этот вопрос у Олеси Васильевны вызывает только улыбку. 11 лет работы в школе доказали, что с ребятами у неё полное взаимопонимание.
«Дети, как сканер, чувствуют, какой рядом с ними человек. Я принимаю их такими, какие они есть, в каждом вижу личность со своей системой взглядов и представлений. Ценю каждого. Я всегда честна и искренна с ними. Дети это видят и отвечают мне взаимностью. Хочешь, чтобы тебя любили и уважали, научись сначала любить и уважать окружающих», – делится она своим секретом. А ещё ей часто говорят: «Когда вы делаете замечание, у вас глаза всё равно улыбаются, добрые».
Олеся Петрова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. И как это часто бывает, победы в профессиональных конкурсах могут послужить хорошим толчком к карьерному росту. Но оставлять учительство она не собирается.
«Больше задумываюсь о горизонтальной карьере, чем о вертикальной. Я просто стремлюсь выполнять свою работу качественно, быть эффективной и компетентной в своём деле. Всегда участвовала в различных проектах, конкурсах, и своих учеников учу быть активными. Для меня важно, чтобы жизнь в школе была интересной, насыщенной событиями. Чтобы каждый смог реализовать себя, был услышан и знал, что ценен для учителя и своих товарищей. Я считаю, что школа должна прежде всего помочь ребёнку самоопределиться, приобрести смыслы, научить любить и ценить жизнь, стремиться к достижению целей. И это мой приоритет, и об этом я думаю гораздо чаще, чем о карьере», – говорит педагог.
Участие в конкурсе «Учитель года» – это ещё один шаг Олеси Петровой в проверке себя на прочность. А этого ей не занимать. Её внешняя хрупкость обманчива – за ней прячется внутренний стержень уверенного в себе и своих силах человека. Поездка на всероссийский этап в Тюмень, помимо новых знакомств и профессиональных связей, дала возможность самореализации, профессиональный опыт, новые идеи и новые вызовы, ответ на которые предстоит найти.
Олеся сравнивает конкурс с айсбергом. Открытые уроки, классные часы, мастер-класс, методическая мастерская, участие в пресс-конференции «Вопрос учителю» – все эти конкурсные испытания только его верхушка. А под водой, как она говорит, вся подготовка – поиск лучшего из собственного опыта, обобщение, проектирование. И это время, силы, выход на новый уровень, выход из зоны комфорта, без чего невозможен профессиональный рост.
Очень показательно для понимания характера и расставленных приоритетов Петровой её отношение к участию в конкурсе. Наша героиня рассматривает новый опыт как открытие, и прежде всего открытие себя. «Конкурс – это возможность остановиться и провести рефлексию собственной деятельности. Найти лучшее и определить дефициты», – считает она.
Стало ли победителю учительского конкурса легче работать в школе? Для Олеси Петровой быть учителем года Дагестана не просто победа, но и ответственность, обязательства. «Транслировать опыт, научить других, показать лучшее, поделиться идеями – всё это подразумевает «выход» в педагогическое сообщество республики. Это время, силы. Но, зная, что кому-то мой опыт поможет в развитии, времени и сил не жалко», – уверяет она.
А что же говорят дети по поводу победы своей любимой учительницы? «Они мной гордятся. Это наша победа», – лучше, чем ответила Олеся, не скажешь.