Старейший, главный, классический
С началом нового учебного года недавние абитуриенты примерили на себя роль первокурсников и с волнением готовятся к первой сессии, а вчерашние студенты, получив билет во взрослую самостоятельную жизнь, пробуют, что называется, ее «на вкус». Каков качественный уровень учащихся общеобразовательных учреждений? Как вузы организуют трудоустройство своих выпускников? Насколько эффективна кадровая работа по подбору и привлечению преподавателей? «Высшая школа» – новый проект «Дагестанской правды», в рамках которого мы будем говорить о достижениях и проблемах высшего профессионального образования в интервью с руководителями ведущих республиканских вузов. Сегодня мы беседуем с ректором классического университета Муртазали Рабадановым.
– Муртазали Хулатаевич, будет правильно начать наш разговор с подведения итогов приемной кампании 2017 года в ДГУ. Дают ли результаты набора повод говорить о приятных для Вас как ректора тенденциях?
– Безусловно. В этом году конкурс в наш университет возрос. Несмотря на то, что выпускников школ в республике стало меньше, чем в предыдущие годы, контрольные цифры приема (прежде всего за счет средств федерального бюджета) в ДГУ остаются стабильными на протяжении последних нескольких лет и по-прежнему самыми высокими в республике. В 2017 году к нам было подано по всем направлениям подготовки около 11500 заявлений и 3617 оригиналов документов. Отмечу, что к началу первого этапа зачисления количество абитуриентов, представивших оригиналы документов об образовании в ДГУ и определившихся с преимущественным направлением поступления, было существенно больше, чем 2117 – столько было выделено бюджетных мест. Это свидетельствует о том, что абитуриенты целенаправленно идут в наш университет.
– Каков контингент поступающих в ДГУ?
– В основном это выпускники дагестанских школ и ребята из соседних регионов. Но в целом в этом году география поступающих к нам гораздо шире. Примерно половина абитуриентов – сельские ребята, остальные являются выпускниками городских школ; подавляющее большинство – махачкалинцы. Чуть больше трети зачисленных на первый курс – выпускники махачкалинских школ. Приятно удивило количество абитуриентов, имеющих документ об образовании «с отличием», среди абитуриентов 2017 года – 749 человек только на дневное бюджетное обучение. Интересный факт: среди абитуриентов, поступающих в магистратуру и на второе высшее образование, – выпускники более 50 вузов России, среди которых после дагестанских больше всего московских и петербургских университетов. Возросло также количество абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование.
– А если говорить конкретно о факультетах и специальностях, какие из них наиболее популярны и какие в меньшей степени?
– Традиционно большое количество поступающих по юридическому и экономическому направлениям, на факультет управления и биологический факультет, а также по дисциплинам гуманитарного профиля. Кроме того, мы отмечаем высокий конкурс на факультеты: математики и компьютерных наук, информатики и информационных технологий. Такого конкурса, как в этом году, на факультете информатики и информационных технологий мы не имели со времени его открытия. В то же время в республике, как и в прошлом году, плохо сдали ЕГЭ по географии, и поэтому у нас возникли трудности с набором на такое перспективное направление подготовки, как «Экология и природопользование».
– По большому счету Вы работаете с тем «материалом», который предоставляют школы, а у каждого абитуриента разная степень подготовки…
– Ситуация на сегодняшний день в республике лучше, чем несколько лет назад, и мы видим положительную тенденцию в этом вопросе, особенно в дисциплинах гуманитарного профиля. К сожалению, в физико-математических и естественно-научных направлениях сохраняются системные пробелы. Что касается наших абитуриентов, то улучшению контингента способствовала работа, которую мы ведем в общеобразовательных учреждениях республики. На протяжении всего учебного года управление трудоустройства и профориентации ДГУ выявляет и сопровождает одаренных детей. На базе управления в этом году был открыт Центр поддержки и развития одаренных детей. Деятельность подразделения направлена на организацию и проведение предметной олимпиады «Абитуриент ДГУ», победа в которой дает дополнительные 5 баллов к общей сумме баллов ЕГЭ при поступлении в ДГУ. И не стоит забывать, что помимо выпускников школ у нас много выпускников средних учебных заведений. Уже в начале учебного года мы проверяем остаточные знания наших первокурсников по русскому языку и профильным дисциплинам. Это важно для того, чтобы преподаватели знали, на каком уровне читать лекции и проводить практические занятия. Если качество подготовки хромает и у первокурсников слабые знания, то вводятся дополнительные занятия по курсу общего образования.
– Набор на какие направления подготовки открыт в университете в последние годы? Создавались ли новые факультеты и кафедры?
– В рамках программы стратегического развития университета мы провели существенную оптимизацию структуры вуза и направлений подготовки с учетом современных требований. Пять лет назад у нас был создан новый факультет – информатики и информационных технологий, где ведется подготовка специалистов по востребованным направлениям. Из года в год, как мы видим, он набирает популярность у абитуриентов. Что касается этого года, то нами было принято решение открыть специальность «Таможенное дело». По призыву Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова к повышению качества педагогического образования в республике мы решили расширить направление «Педагогическое образование» и осуществили прием на новый (в рамках этого направления) профиль – «Право».
В вузе успешно функционирует юридический колледж, в котором в 2017 году осуществлен первый прием на специальность «Право и судебное администрирование». Также мы осуществили прием на новую специальность среднего профессионального образования «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Кроме того, с этого учебного года начался прием на среднее профессиональное образование в филиалах Даггосуниверситета.
– Вы отслеживаете судьбу выпускников ДГУ?
– Разумеется, они остаются в поле нашего зрения и после окончания вуза, мы гордимся нашими выпускниками. И если посмотрим рейтинг вузов по подготовке кадров для управленческой элиты РФ, то мы входим в число 20 лучших вузов Российской Федерации. В другом рейтинге по подготовке кадров для научно-образовательной элиты страны мы также находимся в 20-ке. Процент востребованности наших выпускников таков, что ДГУ – единственный вуз в Дагестане, выполняющий мониторинговый показатель по их трудоустройству. По ряду направлений подготовки, таких как «энергетика и электротехника», «информационные системы и технологии» и т.д. число трудоустроенных выпускников достигает 100%. Благодаря профориентационной работе растет число наших партнеров и договоров о сотрудничестве с производственными предприятиями, организациями, создаются базовые кафедры. Так, в рамках программы «Новые кадры для ОПК» мы проводим целевую подготовку инженерных кадров для крупнейшего в регионе предприятия – ОАО «Завод Дагдизель».
– А как обстоят дела с практическими базами?
– Очень хорошо. Если взять для примера базы практик биологического, экологического факультетов, то такие условия для организации практической деятельности студентов созданы далеко не в каждом ведущем учебном заведении России.
– Что Вы можете сказать о вузовской системе РД и о взаимодействии с другими вузами?
– Мы все делаем одно общее дело, каждый по своему направлению должен обеспечить качественное и, что немаловажно, практикоориентированное обучение. Но ДГУ был и остается главным вузом республики, и это накладывает на нас особую ответственность. По количеству студентов очной формы обучения в округе мы уступаем только СКФУ. Важно ни в коем случае не снижать требования к себе, держать планку. Мы проводим подготовку по семи областям образования из девяти и несем в республике основную нагрузку, в частности, по таким определяющим для системы образования областям, как «математические и естественные науки» и «гуманитарные науки». С целым рядом вузов, в том числе международными, у нас заключены договоры о сотрудничестве, договоры стратегического партнерства. Тесно взаимодействуем с Ассоциацией университетов прикаспийских государств, разрабатываем и запускаем совместные программы и проекты. Кстати, в данный момент я являюсь президентом этой Ассоциации, потому нашим университетом проводится множество мероприятий, направленных на улучшение отношений между регионами и странами, а также на сохранение экосистемы Каспия.
– Сегодня для работодателя не так важен цвет диплома. Но уровень знаний студента не в последнюю очередь зависит от того, как с ним этими знаниями делились педагоги. Нет сомнений в том, что руководители вузов, да и сами преподаватели заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, но проблема мздоимства – она ведь не надумана. Коррупция имеет место в любой сфере жизни общества, в том числе и в образовании. Как Вы боретесь с коррупционными проявлениями?
– Здесь у нас принципиальная позиция. Это проблема комплексная, и, соответственно, мы и решаем ее комплексно. Нами запущено достаточно много методов, механизмов противодействия этому явлению, а самое главное, создана такая среда, чтобы тот, кто хочет этим заниматься, не работал в стенах нашего вуза. Уже много лет мы проводим анкетирование среди студентов и имеем обратную связь. В первых семи вопросах студент по пятибалльной шкале оценивает преподавателя. Средний балл, который выставили по результатам последнего опроса студенты ДГУ нашим преподавателям, – 4,2. Это достаточно высокий показатель. Если на вопрос «Хотите ли вы, чтобы данный преподаватель и дальше преподавал?» только менее 50% студентов дают положительный ответ, то у преподавателя, естественно, возникают проблемы с продлением контракта. У нас работает электронная система «Деканат», которая позволяет отслеживать как успеваемость каждого студента в течение семестра и его оценки на экзаменах, так и успеваемость разных академических групп у одного и того же преподавателя, причем такие анализы мы можем проводить за несколько последних лет. Эта система позволяет каждому родителю отслеживать успеваемость своего ребенка. Запущена также модульно-рейтинговая система, и если баллы, набранные студентами в течение семестра, существенно расходятся с баллами, полученными ими на экзамене, то у нас возникают вопросы к таким преподавателям. С этого года наши студенты могут проходить онлайн-курсы проекта «Открытое образование» и при представлении сертификата результаты будут засчитываться вместо экзамена или зачета. Добавлю также, что любой наш студент, который в той или иной форме столкнулся с коррупционными проявлениями, может сообщить об этом руководству университета. Я абсолютно открыт для каждого, мои аккаунты есть в социальных сетях, и я получаю от студентов сообщения по самым разным вопросам.
– Муртазали Хулатаевич, Вы – человек науки, поэтому наверняка знаете, как пробудить интерес к науке у молодежи.
– Это непростой вопрос, требующий системной работы. Нужно в первую очередь создавать условия для полноценной научной работы, чем Даггосуниверситет сегодня и занимается. Так, за счет внебюджетных средств мы запустили программу по академической мобильности студентов-старшекурсников, магистров, аспирантов, молодых преподавателей. В ее рамках направляем их в центральные вузы и ведущие научные центры нашей страны и за рубеж. Еще одна программа направлена на приглашение профессоров из ведущих научных центров для чтения лекций к нам. Помимо этого, мы существенно обновили парк научных установок, закупили много современного научного оборудования, создали научные лаборатории. И эта работа приносит свои плоды.