Теория + практика = успех
Чтобы быть в приоритете, образовательным организациям надо идти в ногу со временем. Однако впереди те учебные заведения, что не отрываются от своих истоков. Уважение к традициям и содружество с новациями – постулаты для Дербентского профессионально-педагогического колледжа им. Г. Б. Казиахмедова, созданного в 1923 году.
За годы существования местными профессионалами воспитано более 27 тысяч специалистов. И изначально Дербентский педагогический колледж был местом, где рождались учителя и воспитатели. Но время не стоит на месте, и сегодня здесь выпускают не только педагогов школ и специалистов дошкольного образования, но и юристов, техников.
В беседе с журналистом «ДП» руководитель учреждения Шарафутдин СЕЙИДОВ (на снимке) рассказал о прошлом, настоящем и будущем колледжа.
– Когда выпускник школы выбирает для поступления среднее профессиональное образовательное учреждение, он должен быть уверен, что получит высокую квалификацию, – говорит Шарафутдин Гаджиалиевич. – Таковы требования времени. И мы стараемся этим требованиям соответствовать. Поступив в наш колледж, студенты не только совершенствуются как специалисты, но и делают первые шаги в науку, пробуют себя в творчестве, раскрывают свой потенциал, который ранее мог быть незамечен. Кстати, некоторые наши выпускники – видные учёные, деятели культуры, поэты, люди, достигшие высокого статуса. А истоки их роста в стенах нашего учебного заведения. И они об этом не забывают.
Однако, как говорил один из литературных героев, «в карете прошлого далеко не уедешь». Колледж вскоре отметит вековой юбилей. Оставаясь верен традициям, коллектив наших преподавателей пересматривает подходы к процессу обучения, меняет акценты в содержании и формах образования.
В сложное время мы развиваем материально-техническую базу колледжа, обновляем кадры. И это, несомненно, даёт свои результаты. Сегодня Дербентский профессионально-педагогический колледж является не только центром подготовки, но и переподготовки педагогических кадров для школ и дошкольных учреждений Южного Дагестана. В этом году по рекомендации Министерства образования и науки РД мы вошли в топ-100 лучших организаций среднего профессионального образования Российской Федерации.
Поддержка регионального Минобра многое значит. Она показывает, что у нас единое понимание цели – улучшить качество образования для всеобщего признания значимости учебного заведения в системе подготовки специалистов.
– Вопросы патриотического воспитания молодёжи на данном этапе становятся практически на один уровень с необходимостью получения качественных знаний. В то же время нужно понимать, что человека нельзя научить и тем более заставить любить Родину. Как поставлена в вашем колледже работа со студентами этом в плане?
— Да, человека нельзя научить или заставить любить Родину. Надо просто пробудить это чувство в человеке. В противном случае, как отметил в своём выступлении Президент России Владимир Путин, «мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В основе патриотизма, помимо врождённого чувства любви к своим истокам, лежит и уважение к истории Отечества, понимание задач, стоящих перед страной, и своего конституционного долга. Уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантность, стремление к укреплению чести и достоинства Отечества, уважение к Вооружённым силам и готовность защищать свою страну – вот что должно воспитываться на всех ступенях жизни, начиная с раннего возраста.
Именно на этих постулатах мы строим свою работу, используя классные часы, беседы на патриотические темы, участие в добровольческом движении, работу с родителями, конференции.
Стало традицией начинать учебную неделю в колледже торжественной церемонией поднятия государственных флагов РФ и РД, в которой принимают участие преподаватели и студенты учебного заведения. Право поднятия флага мы предоставляем студентам и преподавателям, которые добились значительных успехов в учебной и общественной деятельности.
– Техническая оснащённость образовательных учреждений, точнее, недостаток современных инструментов для выстраивания полноценного учебного процесса проблема не только ссузов, но и высших учебных заведений. Как обстоят дела в вашем колледже?
– Наличие современной материально-техническая базы – это необходимое условие функционирования и развития учреждения. Особое внимание уделяем обеспечению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также подключению учебных кабинетов к интернету. Только за 2022 год мы приобрели оборудование на 3 миллиона 29 тысяч рублей: обновили 2 компьютерных класса, приобрели новые принтеры, сканеры, ноутбуки, оборудование в общежитие, 2 интерактивные доски и многое другое.
В колледже оборудованный современный спортзал, стадион, уютная столовая, библиотека, общежитие.
Большим достижением можем назвать открытие площадки по компетенции «дошкольное воспитание» по стандартам WorldSkills, она отвечает всем требованиям инфраструктурного листа и прошла аккредитацию.
– В современных условиях подготовки специалистов педагогического профиля особую актуальность приобретает практикоориентированная образовательная среда. Как в колледже построена работа в этом направлении?
– Конечно, теория тесно связана с практикой, существование одного без другого немыслимо. Как тут не вспомнить известные слова Александра Суворова: «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа». Наше учебное заведение имеет профессиональную ориентацию, а профессия – это выработка умений и навыков. Педагогическая практика для наших студентов это попытка соединить теоретические знания с практическими профессиональными компетенциями.
Практика предоставляет ребятам возможность испытать себя в роли учителя, убедиться в правильности выбранного пути, почувствовать незримую связь с учениками. Практика это ещё и творчество, где учитель – в данном случае студент – может проявить свои незаурядные способности, потому что каждый урок – это реализация профессионального потенциала. Нельзя лишать студента такой возможности в пору обучения.
С практикой тесно связано и понятие рынка труда. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, программа подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ) требуют определить специфику с учётом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, приобретаемого практического опыта. Практика является обязательным разделом ППСЗ и предусматривает различные её виды: учебную и производственную, которые завершаются государственной, преддипломной, где студенты демонстрируют все свои знания и умения.
Вы воспитываете людей, которым предстоит выстраивать будущее нашей страны. Ведь от того, насколько качественными окажутся полученные в стенах колледжа знания, будет зависеть, кого завтрашние преподаватели воспитают – грамотных специалистов или «нарисованных» отличников. Это огромная ответственность. Понимают ли её уровень педагоги колледжа и сами студенты, что немаловажно?
– Оглядываясь назад, мы черпаем опыт. Работая сегодня, думаем о завтрашнем дне. Все эти временные измерения связаны между собой. Наши предки воспитали нас, и мы выстроили то общество, в котором живём. Будущее в нашем представлении в скором времени станет настоящим сегодняшних подростков, которые получают соответствующее образование в стенах учебных заведений и будут работать в школах, воспитывая новые поколения учеников. Какими они будут, наши будущие учителя, зависит от нас. Но и за поколение учеников, воспитанных выпускниками колледжа, тоже несём ответственность мы.
Учитель не имеет морального права жить по принципу «после нас хоть потоп». Потому что этот потоп унесет всё, включая будущее собственных детей и внуков. Я не сомневаюсь, что педагоги нашего учебного заведения прекрасно осознают ответственность за свой труд. О качестве их профессионализма говорят следующие цифры. В колледже работают около 100 преподавателей, из которых почти половина педагоги высшей категории. Они отмечены государственными наградами: 10 преподавателей имеют звание заслуженного учителя Дагестана, 28 – почётные работники среднего профессионального образования РФ, 42 человека являются отличниками образования РД. Кроме того, в списке преподавателей 7 кандидатов наук.
Что касается уровня ответственности студентов, то у них есть прекрасные примеры в лице наставников. Да и успехи говорят сами за себя. Это участие и победы во всероссийских и региональных конкурсах, общественных мероприятиях, добровольческом движении. Но самое главное – это огонёк любви к детям, которых будешь учить.
Помните, как у Роберта Рождественского: «Всё начинается с любви…»? И для этого надо обладать высоким уровнем духовно-нравственных качеств. Конечно, не все выпускники колледжа пойдут в школы и дошкольные учреждения, но те, кто свяжет свою судьбу с образованием, я абсолютно в этом уверен, пронесут этот огонёк любви и ответственности через всю жизнь, он будет гореть в нашем будущем поколении и никогда не погаснет.