X
09:05 18.03.2025

Тревожная реальность

Проблема кадрового голода в образовательной сфере – общероссийская тенденция. Почетный возраст, низкая зарплата, отток в другие регионы и сферы, недостаточная подготовка в ссузах и вузах, отсутствие необходимой инфраструктуры – это лишь немногие причины дефицита специалистов в школах.

По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, замещающая кадровая потребность в педагогах до 2030 года составит 96 тысяч специалистов, 40 тысяч из них – учителя.

Вести уроки некому

«Дагправда» заглянула в официальную статистику Минпросвещения и обнаружили пугающую картину. С огромным просветом в учительских рядах российские школы столкнулись уже в 2024 году. Не хватает не просто отдельных специалистов – дефицит охватил практически все школьные предметы и уровни образования. В некоторых школах некому вести уроки даже по основным дисциплинам. И речь не только об отдаленных труднодоступных школах в горных районах, но и в городах.

Открытых вакансий довольно много. В этом можно убедиться, перейдя на портал «Работа в России», где учреждения, в том числе и образовательные, размещают сведения о вакантных должностях. А ведь не за горами сдача ГИА и ЕГЭ. Как школьникам готовиться к экзамену? О каких фундаментальных знаниях молодых людей мы можем говорить в такой ситуации?

Больно представлять школу, когда в планах есть уроки, но вести их некому. Штатное расписание предусматривает определенное количество учителей на каждый предмет, но реальность безжалостна: многие ставки просто пустуют. В начальной школе, где закладывается фундамент знаний, не хватает более 100 тысяч учителей, под угрозой русский язык и литература (80 тысяч), страдает и царица наук – математика (73 тысячи), недостаёт историков (37 тысяч), а еще 15 тысяч географов, 11 тысяч химиков, 14 тысяч информатиков.

Тревожная реальность… Надо бить в набат сейчас, пока ситуация не усугубилась ещё больше!

Вернемся к регионам

Непростым в масштабах всей страны назвал вопрос дефицита педагогических кадров на недавно состоявшейся итоговой пресс-конференции Министерства образования и науки Дагестана и Яхья Бучаев. Недобор учителей, по словам руководителя ведомства, составляет порядка 200 тысяч специалистов. К 2027 году ожидается потребность более чем в 2 тысячах педагогов в связи со строительством новых школ, детских садов, а также Всероссийского детского центра на территории Дербентского района и города Дербента.

«Потребность в учителях стабильно высока, особенно с учётом открытия новых образовательных учреждений. В начале 2024–2025 учебного года дефицит составлял 545 педагогов. Проблема многие годы усугублялась тем, что профессия учителя теряла популярность. Поступать на педагогические специальности ребята шли по остаточному принципу. В последние годы педагогическое образование стало вторым по популярности направлением подготовки в стране в целом, на которое идут абитуриенты. И средний размер заработной платы педагогов у нас в целом по России достаточно высокий. Достойный статус профессии учителя, который был до перестройки, потихоньку возвращается», – подчеркнул министр образования и науки республики Яхья Бучаев.

Глава ведомства рассказал о причинах и предлагаемых способах решения этой проблемы в регионе.

«Если говорить о региональных реалиях, отмечу, что нам не удалось до сих пор поменять сознание муниципалитетов и уговорить их заключать договоры о целевом обу­чении с педагогическими вузами. Но мы смогли поднять конкурс в наш педагогический университет, проводя масштабную профориентационную работу в педагогических колледжах республики», – отметил Бучаев.

Планомерно увеличиваются контрольные цифры приема на педагогические профессии. Так, в 2024 году общее количество составило 1475 мест, что на 51 % больше, чем в 2022 году (975 мест).

«С 2019 года в регионе действует программа «Земский учитель», благодаря которой с 2019 по 2024 год заполнено 420 вакансий учителей в сельских школах, в том числе две вакансии в 2024 году. В рамках реализации концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года, утверждённой Правительством РФ, в каждом муниципальном образовании республики с 2023 года открываются психолого-педагогические классы. В 2024/2025 учебном году их количество составляет 200 классов. Такие классы помогают формировать единую систему подготовки учителей, мотивировать молодых людей и выстраивать систему ранней профориентации», – рассказал министр.

Для ранней профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях республики открыты 84 агрокласса и 11 инженерных классов. Кроме того, впервые в Дагестане был реализован проф­ориентационный проект «Первая профессия школьникам», благодаря которому около 2,5 тысячи ребят освоили первую профессию и получили свидетельство о профессиональном обучении.

Из позитивного: выпускники педагогических вузов, большая часть которых еще до недавнего времени растворялась со своими знаниями в отраслях экономики, активно пошли работать в школу. Но этого мало…

Минобр не скрывает проблем, однако…

Задачи на 2025 год включают организацию и проведение государственной итоговой аттестации, развитие математического и естественно-научного образования, расширение сети психолого-педагогических классов, повышение качества обучения по предметам русский язык, литература, родной язык и родная литература, а также развитие системы выявления и поддержки талантов у детей и молодёжи.

Проанализировав проблему дефицита педагогических кадров, каждый здравомыслящий человек осознает степень её серьезности. Она влечёт за собой множество негативных последствий. Так, нехватка квалифицированных учителей приводит к увеличению нагрузки на работающих педагогов. Разумеется, это скажется на качестве преподавания – учителя будут вынуждены работать на несколько ставок, что в свою очередь снижает их эффективность.

Часто кадровый дефицит приводит к увеличению количества учеников в классах, затрудняя тем самым индивидуальный подход к каждому ребенку и приводя к снижению уровня внимания к его потребностям. Приходится ли говорить о внедрении новых современных методик? Как учителям быть подготовленными, если нет времени для освоения нового материала? Вопросы риторические, но их надо озвучивать, и благо Министерство образования и науки республики не скрывает проблем и пытается решить их с привлечением всех заинтересованных структур, включая республиканскую власть.

«Высокая нагрузка и стресс, связанные с недобором кадров, привели некоторых моих коллег к профессиональному выгоранию, что еще больше усугубило и без того сложную проблему. Были и те, кто обращался к психологу, – рассказывает учитель истории Калимат Магомедова. – Неравным из-за обозначенной проблемы остается доступ к качественному образованию в сельской местности и в малых городах. Сложные условия труда отпугивают молодежь от выбора педагогической профессии. Замкнутый круг какой-то получается».

Проблема образования касается каждого из нас, считает педагог. Но самое страшное в проблеме дефицита педагогических кадров, по ее глубокому убеждению, это влияние на будущее поколение. Недостаток грамотных учителей уже негативно сказывается на общем уровне образования и, как следствие, на будущем республики, страны, ведь образование – это основа для развития общества и экономики.

Для решения вопроса необходимы комплексные меры, в частности улучшение условий труда, поддержка молодых специалистов, а также популяризация профессии педагога в обществе, считает собеседница газеты. И подчеркивает: в Дагестане всегда было трепетное отношение к учителю. Все еще есть надежда на то, что профессия эта будет в почёте и у последующих поколений.

Статьи из «Образование»

Как учиться дома

11
Начинала писать эту колонку с твёрдым убеждением, что детям в современной школе просто не выжить – так часто и много говорят о возрасте, почти непосильной...

Раньше тут был пустырь

12
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

11
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

143
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

10
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

25
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

14
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

241
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

281
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...