Трудности профессиональной социализации молодежи


Как известно, процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих молодым поколениям полноценно влиться в общество (социум) и функционировать в качестве его полноправных членов, называют социализацией. Процесс этот весьма сложен, охватывает множество граней жизни и требует пристального внимания со стороны государства.
Важнейшими факторами социализации, безусловно, следует считать получение молодежью общего образования и обретение на его базе профессии, обеспечивающей достойное вхождение личности в пространство разделенного общественного труда. Другими словами, обязательным условием надлежащей адаптации в социуме считается профессиональная социализация молодых людей, обеспечиваемая учебными заведениями профессионального образования.
В СССР сложилась в свое время хорошо сбалансированная система подготовки кадров для народного хозяйства, гармонично сочетавшая различные уровни профессионального обучения молодежи, и это позволило стране к середине XX века занять достойное место среди лидеров научно-технического прогресса. Решительные меры советского государства по ускоренному просвещению народных масс и развертыванию широкой сети начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений, безусловно, не могли не дать позитивного социокультурного эффекта.
Однако к концу XX века явственно обозначились серьезные перегибы и связанные с ними отрицательные тенденции в системе общего и профессионального образования, которые резко усилились после распада союзного государства.
Парадоксальным образом уже в 80-е годы стали отчетливо проявляться никак не прогнозировавшиеся изначально негативные последствия школьного всеобуча: постепенное выхолащивание сущностной основы образования, плавно переросшее затем в профанацию всего образовательного процесса. К сожалению, эти процессы в силу ряда причин особую остроту обрели в Республике Дагестан. Желая любыми путями выполнить установку центральной власти на всеобщий охват детей средним образованием, дагестанские чиновники требовали от руководства школ выпускать с аттестатами зрелости практически всех учеников, даже тех, кто по своим природно-генетическим параметрам не был в состоянии освоить школьную программу. Постепенно в обществе возникла иллюзия легкодоступности среднего образования, и получение аттестата стали рассматривать как само собой разумеющееся обыденное явление. Быстрый рост числа выпускников школ, имеющих документ об образовании, но не имеющих надлежащей базовой подготовки, привел впоследствии к заметным деформациям и в системе профессионального образования, прежде всего — к резкому перекосу в соотношении числа обучающихся в вузах, ссузах и профессионально-технических училищах.
Если обратиться к мировой статистике, в развитых государствах, имеющих высокий уровень жизни населения, на каждого специалиста с высшим образованием приходится несколько (3-5 человек) специалистов с довузовской подготовкой и значительное число работников с начальным профессиональным образованием. Такая структура кадрового потенциала вполне адекватна реальным потребностям общества и обеспечивает баланс интересов народного хозяйства, с одной стороны, и стремления граждан к самосовершенствованию, развитию собственного интеллекта, профессиональному становлению и карьерному росту, с другой стороны. В условиях свободной экономики, естественно, никому не приходит в голову учиться не для получения знаний, а ради получения диплома. Подобная инверсия целеполагания, к сожалению, оказалась возможной в нашей стране из-за многолетней практики анкетно-номенклатурного подбора руководящих кадров партийными органами. В числе обязательных условий карьерного роста личности, жестко контролируемого государством, было два главных — наличие диплома об образовании и членство в КПСС…
Введение всеобуча, быстрый рост числа выпускников средних школ (далёко не всегда подкрепляющих аттестаты реальными знаниями) породили в молодежной среде мощный всплеск амбициозных настроений, гипертрофированное стремление самоутвердиться в иерархической структуре общества, подняться по ступеням номенклатурной лестницы. Но для этого нужны были дипломы, в первую очередь — дипломы высших учебных заведений… Таким образом, несвободная экономика страны, в которой практически все планировалось государством, устранила естественную конкуренцию специалистов на рынке труда и деформировала целевые установки молодых поколений советских людей. Нормой поведения стало стремление любой ценой обрести документ об образовании, без особой оглядки на реальный уровень полученных знаний и навыков. Диплом стал символом и гарантией будущего жизненного успеха…
В результате произошедшей в обществе целевой инверсии резко возрос интерес молодежи к поступлению в высшие учебные заведения и заметно уменьшилось число поступающих в учебные заведения среднего и особенно начального профессионального образования. В Республике Дагестан в настоящее время число студентов вузов в несколько раз превышает численность студентов техникумов и колледжей, а количество обучающихся в профтехучилищах достигло критического минимума, за которым неизбежно начнется развал системы начального профессионального образования.
Одной из причин столь печальных метаморфоз в профессиональном образовании Дагестана является специфическая ментальность нашего населения: никто не хочет «терять лицо», т.е. в чем-то уступать окружающим. Анкетные опросы, проведенные среди студентов, показывают, что фактор престижа играет ключевую роль как в выборе профессии, так и в выборе места учебы. Более того, выясняется, что многие девушки считают наличие вузовского диплома весомым фактором удачного замужества, а молодые люди в массе своей уверены, что для успеха в жизни важны не реальные знания, а степень «крутости» диплома. В результате в РД ежегодно выпускают сотни, даже тысячи юристов и экономистов, в то же время постоянно сокращается выпуск инженеров и техников. Вполне понятно, что подобная психологическая установка населения закономерно обусловливает функциональную неграмотность многих выпускников вузов: мы можем со знанием проблемы утверждать, что при наличии в республике тысяч юристов очень трудно найти квалифицированного человека, способного качественно защитить интересы организации в арбитражном суде… С тревогой думаем мы также о том, кто будет лечить наших внуков и правнуков, когда со сцены жизни уйдет старая гвардия дагестанских врачей. Можно было бы продолжить рассуждения в том же духе, но вряд ли есть необходимость — и так все ясно…
На наш взгляд, перед дагестанским обществом, в первую очередь интеллигенцией, стоит задача первостепенной важности: преодолеть сложившийся стереотип сознания, проникнуться адекватным пониманием роли и места разных уровней профессионального образования в деле социализации молодежи, в обеспечении разумного баланса интересов общества и личности. Для этого, прежде всего, полезно провести незатейливый житейский эксперимент — спросить у своих знакомых и родственников, которые заканчивали вначале техникумы, а затем институты, сожалеют ли они о времени, «потерянном» на учебу в ссузе.
Мы неоднократно проводили анкетные опросы, и вот что выяснилось: все специалисты, прошедшие до поступления в ВУЗ школу среднего профобразования, в один голос утверждают, что техникумы дали им очень многое, что как специалисты они сформировались главным образом в техникумах, а учеба в вузах только расширила общий кругозор. Все опрошенные тепло вспоминают свои средние учебные заведения и отмечают, что последующая учеба воспринималась ими как дополнение к полученному ранее базовому образованию.
На первый взгляд, подобные утверждения могут показаться порождением эмоций, сопряженных с молодостью, своего рода романтической интерпретацией реальности. Однако серьезный анализ убеждает, что это не так. Среднее профессиональное образование, полученное в сензитивном возрасте (15-19 лет), отличается особой эффективностью и долговременной фиксацией информации, а также мощным воздействием на аналитическое мышление тинейджеров. Происходит относительно ранняя (ускоренная) социализация личности, в первую очередь — социализация профессиональная. Молодые люди быстро перестраивают свои взгляды на жизнь, взрослеют, у них повышается чувство ответственности за свою судьбу, появляется осознанное стремление быстрее «встать на ноги», формируется глубокий интерес к профессии.
Достаточно подробный обзор, выполненный в учебных заведениях (речь идет о мониторинге профессионального роста выпускников), показывает, что значительное число наших выпускников со временем предпочли получить высшее образование по заочной или вечерней формам обучения и добились впечатляющих успехов в своей сфере деятельности.
Каждое среднее профессиональное учебное заведение Дагестана может назвать десятки имен выпускников, впоследствии прославивших республику. Не следует забывать, что выпускниками техникумов были, в частности, А.Д. Даниялов, Р.Г. Гамзатов, Г.Г. Гамзатов, М.И. Гаджиев и многие другие выдающиеся общественные деятели, ученые, военачальники Дагестана.
Резюмируя сказанное, хочется особо подчеркнуть, что не следует фетишизировать вузовский диплом, нужно понимать, что среднее профессиональное образование — это самая эффективная форма ранней социализации молодежи, закладывающая надежный фундамент будущего жизненного успеха молодых людей, обеспечивающая осознанный выбор ими своей профессии. Родителям есть над чем думать, как, впрочем, и всему обществу…
Руслан Ашуралиев, председатель Совета директоров ссузов РД, засл. учитель РД, почетный работник среднего профобразования РФ Магомед Магомедов, зам. председателя Совета директоров ссузов РД, засл. учитель РФ и РД
Статьи из «Образование»
Тревожная реальность

Как учиться дома

Раньше тут был пустырь

Рывок в системе образования

И в этом вся физика…

От минералов до лазеров

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

По стопам папы и мамы

Что ждёт мир, Амир?
