Учиться на день меньше: плохо или хорошо?
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А вот и нет, вы ошиблись, не все мечтают о трёх выходных подряд. Как сказал мне недавно руководитель одного учреждения: «Ни в коем случае, это будет просто невыносимо».
Тут надо бы уточнить. Думается, что мнение по этому вопросу будет зависеть от многих жизненных обстоятельств отвечающего и от места его работы, разумеется. Клерки с удовольствием перенесли бы свои пятничные весёлые посиделки на четверг, а вот самостоятельные работники, то есть те, кто, как говорят, «работают на себя», сто раз подумают, нужен ли им простой. А если такой вопрос задать школьникам и учителям? Тем более что давно в профессиональных кругах идет речь о порой непосильной нагрузке на детей, да и на их педагогов тоже. В последнее время разговоры почти переросли в практические действия.
В Госдуме заговорили о необходимости пересмотреть учебную нагрузку в школе. Упор на академические знания, конечно, хорошо, однако подумать о физическом и эмоциональном состоянии школьников придётся. Все-таки задача школы не просто вырастить будущего успешного профессионала, но и здорового, счастливого, гармонично развитого человека. А при нынешнем положении вещей с учебной нагрузкой поди попробуй найти время для спорта, театра, экскурсии в музей, да и просто нормального общения со сверстниками. В соответствии с принятыми санитарными правилами и нормами учебная нагрузка при пятидневной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, а в 10–11 классах – 34 часа. При шестидневной учебной неделе нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, при этом для первоклассников учеба в субботу не предусмотрена.
С тем, что дети перегружены, согласны все: и сами школьники, и их родители, и учителя. Современный школьник проводит за учебой в среднем 8–10 часов в день, в то же время каждый третий ребенок по России учится и в субботу. Часто можно услышать от родителей, что их дети «на работе». И действительно, хочется назвать учебную неделю привычным всем наименованием – рабочей неделей. Так дело обстоит не только у нас, это общая тенденция в образовании во всех развитых странах. В некоторых, например, в США решились на эксперимент с укороченной учебной неделей для младшей школы. И вот что из этого вышло.
Из 10 человек, чьи дети учатся в школе, только двое хотели бы сокращенной учебной недели, остальные 8 хотят оставить всё как есть. Главным фактором выступает график занятости родителей
Выяснилось, что у данной практики есть масса плюсов, главный из них – повышение общей успеваемости. При учебе по такому графику школьники отдыхают на один день больше; школа выбирает выходной день – пятницу или понедельник. Важно: количество учебных часов не сокращается: выпадающие занятия перераспределяются по остальным дням. Примерно так устроена занятость и у взрослого населения, чтобы помочь людям справиться со стрессом и снизить уровень безработицы. Удивились насчёт последнего? А всё потому, что работники увольняются и ищут работу со свободным графиком.
Школы долгое время находились вне этой дискуссии, поскольку по умолчанию считалось, что подобный подход в учебе губителен для успеваемости. В итоге укороченная учебная неделя была принята еще и из-за соображений экономии: она позволяет значительно сократить накладные и транспортные расходы. Особенно если речь идет о небольших сельских школах. Поначалу эта мера была отчасти вынужденной и не рассматривалась как возможность усовершенствовать учебный процесс. Но когда было проведено исследование, выяснилось, что школьники стали показывать лучшие результаты.
Казалось бы, учебный день пролонгировался, вроде бы детям стало труднее в свои «рабочие дни», а за долгие выходные есть опасность и позабыть кое-что из изученного. Возможно, выводы делать рано, однако выделить плюсы и минусы такой системы уже можно. Доказано, что успеваемость, как правило, повышается, количество прогулов и пропусков уменьшается, так как есть лишний день для решения насущных жизненных проблем. Учителя довольны, к тому же освободившийся день им можно провести с пользой для своего профессионального развития, да и, будем честны, отдохнуть от подопечных.
И вот еще что: снижаются финансовые затраты школы – питание, электричество и пр. Правда, есть маленький «минус»: в расписании детей происходят изменения, и они остаются одни дома, если родители не работают по такому же графику. Идея прекрасна, но только для тех родителей, у которых не создаётся проблем с работой.
Положа руку на сердце, мамочкам-домохозяйкам идея укороченной учебной недели вряд ли придётся по душе. Многие неработающие женщины с нетерпением ждут понедельника, чтобы отправить своих отпрысков в школу и, наконец, заняться бесконечными домашними делами или просто отдохнуть в тишине.
Давайте посмотрим на результаты опросов в тех американских штатах, где была принята новая система с укороченной учебной неделей.
Такое расписание одобряют 70 % учителей, 57 % директоров школ и 60 % глав округов. И около двух третей всех опрошенных заявили, что охотнее приняли бы предложение о работе в школе, где учатся четыре дня в неделю. Кроме того, расписание нравится 85 % старшеклассников.
Мы провели свое небольшое исследование. И вот что оно показало. Из 10 человек, чьи дети учатся в школе, только двое хотели бы сокращенной учебной недели, остальные 8 хотят оставить всё как есть. Как мы и писали выше, главным фактором выступает график занятости родителей школьников. С учителями – обратная картина. Большинство голосуют за дополнительный день, свободный от учеников. При этом педагоги могут быть заняты выполнением других профессиональных обязанностей – возможность заняться творчеством с детьми, проанализировать свои учебные планы даёт сокращение академических часов. Что же касается самих ребят, то тут всё сложнее. Голоса разделились примерно поровну, но, надо сказать, спрашивали мы большей частью старшеклассников. Здесь тоже играет роль личный фактор: для одних поход в школу – каторга, особенно если нет взаимопонимания с одноклассниками, для других – тусовка. Что же, придем ли мы к общему знаменателю, покажет время. А пока для школьников – время учёбы, другими словами, большой трудной работы.