Успешное прошлое – залог прекрасного будущего
Железнодорожный колледж г. Дербента является самым «старшим» учебным заведением среднего профессионального образования в Дагестане. 12 октября он отметил свой 120-летний юбилей. Начиная с далёкого 1903 года и по сегодняшний день здесь сохранились не только славные традиции, но и индивидуальный подход к учебному процессу, ведь профессия железнодорожника весьма специфична и почётна.
В новом учебном году осваивать эту специальность сюда поступили 200 человек, которые мечтают стать частью Российских железных дорог и колесить по бескрайним просторам страны. Отметим, что в Железнодорожном колледже задача по трудоустройству выпускников является первоочередной, учитывая, что рейтинг образовательного учреждения определяется прежде всего по этому важному показателю.
Наша беседа с директором учебного заведения Мирсамедом Сеидовым (на снимке) получилась открытой, интересной и конструктивной. В ней были затронуты вопросы подготовки к юбилею, смены колледжем учредителя, важности профессии педагога и др.
– Мирсамед Мирсадыкович, какие мероприятия были запланированы в рамках празднования юбилейной даты? Всё ли намеченное удалось реализовать?
– План мероприятий по воспитательной работе практически соответствует тому плану, который был составлен к празднованию юбилея. Это творческие конкурсы, спортивные состязания, тематические занятия и многое другое. Торжественное празднование было намечено на 12 октября. В этот день прошел ряд мероприятий: концертная программа, экскурсия для многочисленных гостей по созданному у нас музею железнодорожного транспорта, просмотр документального фильма об истории колледжа, его современных буднях, студентах, преподавателях и другое.
В целом всё, что мы задумали, было выполнено. Учитывая, что текущий год посвящен 100-летию со дня рождения великого поэта Расула Гамзатова, в нашем образовательном учреждении было проведено большое количество мероприятий, посвященных этому событию.
2023 год в России также обозначен Годом педагога и наставника, и в этом плане мы тоже хорошо потрудились.
– Музей в стенах колледжа – это необычно.
– Мы открыли его в минувшую субботу в центральном фойе колледжа. Место вполне подходящее, студенты всегда останавливаются у экспонатов и стендов, которые вызывают у них большой интерес. Как, впрочем, и документальный фильм. Для его создания мною был собран материал по истории колледжа, записывали интервью с интересными собеседниками, а также поздравления с предстоящим юбилеем от наших работодателей. В общем, фильм получился интересным и содержательным. В последующем я намерен снять немало видеороликов, в которых будет говориться о юбилейной дате.
Добавлю, что в федеральном журнале «Техник транспорта» была опубликована моя статья, посвященная 120-летию нашего учреждения.
– Учитывая возраст колледжа, у него должна быть богатая история.
– Свои двери он открыл 15 сентября 1903 года на средства Владикавказской железной дороги. За эти 120 лет из стен колледжа выпущены десятки тысяч специалистов железнодорожного транспорта. Мы гордимся тем, что среди славной когорты преподавателей есть имя Героя Советского Союза Н. Калуцкого, а среди выпускников – имя лауреата Государственной премии СССР В. Степанова.
В настоящее время в колледже по очной форме обучаются более 500 студентов. Занятия проводят квалифицированные преподаватели, в том числе с базовых железнодорожных предприятий. Ежегодно выпускаем более 150 молодых специалистов, из которых 85–90 % трудоустраиваются на предприятиях РЖД.
– В этом году произошла смена учредителя, и теперь вы находитесь в ведении Минтранса Дагестана. Помогут ли эти изменения развитию учебного заведения?
– Я был одним из инициаторов того, чтобы учредителем нашего колледжа было отраслевое ведомство. Ведь сегодня многие колледжи относятся к профильным министерствам, в том числе все железнодорожные техникумы в России являются филиалами Университета путей сообщения, а их учредителем выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Относительно недавно Правительством Дагестана было принято решение о передаче пяти колледжей в ведение отраслевых министерств. Три из них – Автомобильно-дорожный, Дорожно-строительный и Железнодорожный колледжи – постановлением Правительства РД от 21 марта 2023 года № 73 переданы Министерству транспорта и дорожного хозяйства РД.
Во взаимодействии с Минтрансом мы находимся уже больше полугода. Директоров приглашают на совещания, интересуются положением дел, в связи с чем мы надеемся на дальнейшее понимание.
В прошлом году наш колледж посещали представители Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, который имеет более 15 филиалов по стране. В Дербенте с их участием был проведён круглый стол по теме технологического суверенитета. Там я задал ректору университета Александру Панычеву вопрос, касающийся обеспеченности вуза современным оборудованием, мастерскими и тренажёрами.
«Откуда это всё, как вы этого добились?» – спросил я. Ответ был коротким: «От учредителя – РЖД».
В этой связи у нас тоже есть определённые ожидания от нашего учредителя. Мы хотим развиваться, укреплять материально-техническую базу. Кроме того, хотелось бы, чтобы наши студенты не отставали от своих сверстников из других железнодорожных техникумов, получив возможность обучаться на современном оборудовании и тренажёрах. Скажу откровенно, это моя мечта!
– Была ли у вас встреча с учредителем? Какие задачи перед вами поставили и в чём конкретно вам будут помогать?
– У меня состоялась встреча с первым заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства РД Мурадом Атаевым. Я рассказал о текущем положении дел в колледже и обозначил проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями. К примеру, у нас нет своего общежития, столовой, практически нет мастерских. Учебная практика проходит в Локомотивном депо г. Дербента, за что мы им очень признательны.
В ходе встречи я ответил и на вопросы, которые интересовали учредителя. Радует, что со стороны министерства есть понимание необходимости поддержки образовательного учреждения. Мурад Атаев рассказал, что утверждены планы финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Он добавил, что также внесены изменения в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета с увеличением плановых назначений.
Кроме того, на днях в Минтрансе РД состоялось очередное совещание, где руководитель ведомства официально поздравил наш колледж со 120-летним юбилеем, поблагодарил коллектив за хорошую работу. В скором времени в министерстве будут рассматривать вопросы, связанные с подведомственными учреждениями, и мы очень надеемся, что нас возьмут под серьёзную опеку и будут помогать в решении имеющихся проблем.
– Ранее вы отмечали, что Железнодорожный колледж нуждается в новых кадрах. Что-нибудь меняется в этом плане?
– Действительно, мы нуждаемся в профессиональных кадрах, особенно в части образовательных дисциплин. К примеру, не только у нас, но и во многих образовательных учреждениях не хватает преподавателей физики и математики.
Касаемо педагогов специальных дисциплин, к нам приходят в основном работать вышедшие на пенсию работники железнодорожного транспорта, имеющие определенные заслуги и награды от РЖД, Правительства страны. Я очень уважаю этих людей и благодарен им за то, что они передают свои знания и опыт учащимся именно нашего колледжа. Если говорить о проблеме в целом, то она заключается в низкой заработной плате дагестанских преподавателей по сравнению с коллегами из других регионов нашей страны. И, конечно, в такой ситуации не стоит ожидать, что к нам придёт работать на эту маленькую зарплату дипломированный инженер путей сообщения. Вместо этого он пойдет работать в систему РЖД, где зарплаты сегодня очень высокие.
Я считаю, что самой высокооплачиваемой должна быть профессия учителя, ведь педагог готовит людей к будущей жизни. Когда к нам приходят неподготовленные абитуриенты, я понимаю, что здесь недоработали их школьные учителя. Почему не доработали? Потому что сами, будучи школьниками, не получили тех знаний, которые необходимы им в преподавательской деятельности. Поэтому всё зависит от учителя, он должен быть всегда на первом месте. И в нашей республике этому вопросу необходимо уделить особое внимание: повысить учителю зарплату и соответственно требовать от него ответственного и серьёзного подхода к своей работе.
Если говорить о нынешних стобалльниках и медалистах, то они ведь получают эти знания от репетиторов, занимаясь у них точечно по определённому предмету. Считаю, что та работа, которую проводят репетиторы, должна быть каждодневной в самой школе и любом другом образовательном учреждении. Я сам педагог, много лет отдал этой профессии и сейчас имею в колледже небольшую нагрузку по истории. Для меня крайне важно, чтобы каждый студент получил знания, которыми владею я. Мне этот багаж знаний в свое время передали мои учителя на историческом факультете Дагестанского государственного университета.
На правах рекламы