Вернуть былой статус
В Федеральных государственных образовательных стандартах четко расписаны требования, обязательные при реализации основной образовательной программы. Среди прочего в документе указано, что школам, реализующим эту программу, необходимо иметь информационно-библиотечные центры с рабочими (компьютеризированными) зонами, оборудованными читальными залами, книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда.
Конечно, в идеале так и должно быть. Но, чтобы погрузиться в реальную действительность, достаточно заглянуть в наши сельские школьные библиотеки. И вот что мы наблюдаем практически повсеместно: книжные фонды, фонд справочной литературы морально устарели, обветшали физически; библиотеки не могут удовлетворить даже самые простые запросы в рамках обеспечения образовательного процесса, не имеют возможности для полноценной подписки периодических изданий; в них практически отсутствуют произведения современных авторов.
Остро стоит и кадровая проблема. Лишь малая часть работающих библиотекарей имеют специальное образование. Большинство же являются педагогами-предметниками, и если повышают свою квалификацию, то только по основному профилю. Маленькая заработная плата, отсутствие стимулирования, возможности пройти аттестацию приводят к низкому социальному статусу библиотекаря и, следовательно, к нехватке библиотечных кадров.
Безусловно, эти и другие аспекты напрямую влияют и на качество обслуживания пользователей школьных библиотек.
… Селение Куяда Гунибского района. Агадинская средняя общеобразовательная школа. Учебный корпус пока еще в сносном состоянии, и коллектив как может поддерживает классные помещения косметическими ремонтами. Но на базе школы располагается также спортзал, который из-за прогнившего пола и обвалившегося потолка не пригоден для занятий, и детишки лишены возможности полноценно заниматься физкультурой. Заросла дорожка и к школьной библиотеке.
Местные старожилы рассказывают, что некогда эта библиотека была важным культурным очагом не только для школы, но и для всей округи. В маленьком и уютном читальном зале сидела библиотекарь, она заботилась о том, чтобы дети, помимо основной литературы, дополнительно читали и художественную. «Она была строгая и требовательная. Прочитал книгу и потом должен был пересказать ей содержание. Не перескажешь до конца – значит толком и не читал, новую книгу тебе не выдадут, пока не «сдашь экзамен», – делятся воспоминаниями взрослые.
Сегодня библиотека не напоминает тот уютный творческий уголок, о котором они говорят с такой ностальгией и любовью. Достаточно посмотреть на прохудившиеся снаружи стены, на двери с облезлой краской, чтобы понять – ни о каком информационно-библиотечном центре речи идти не может. Хорошо бы само здание сохранить. Заходим в помещение и видим промокшие когда-то и уже заплесневевшие книги. Некоторые обгрызаны со всех сторон: тут явно орудуют крысы и мыши.
— Эти книги не подходят по спущенной нам образовательной программе, да и хранить их негде. Современные же учебники мы вынуждены держать в учебном корпусе школы, – делится о насущном школьный учитель, по совместительству заведующий библиотекой Магомед Дибирмагомедов.
Смотришь на эту картину, и вопросы о компьютерном читальном зале, электронной библиотеке, подключении библиотеки к сети Интернет, подписке на ведущие печатные СМИ и специализированные издания отпадают автоматически.
Агадинская школьная библиотека не единственная, признанная в муниципалитете аварийной. Как пишет начальник управления образования Гунибского района Магомед Амирасулов в ответном письме на наш официальный запрос, помимо нее в капитальном ремонте нуждаются также библиотеки сел Салта, Корода, Шулани и Уралинской СОШ селения Куяда.
Требованиям ФГОС из 25 библиотек района, с его слов, соответствуют лишь две. Это библиотеки Гунибской и Кегерской общеобразовательных школ. Специальное образование имеют 7 библиотекарей, 8 работников — высшее и среднее педагогическое образование. С 2014 года фонды школьных библиотек не пополнялись, а на подписку детских журналов и газет деньги не выделяются давно.
Не лучше обстоят дела и в школьной библиотеке селения Телетль Шамильского района. О том, в каком плачевном состоянии находится сама школа, мы уже писали.
В местной библиотеке та же картина, что и в Агадинской СОШ: прохудившиеся пол и потолки, облезшие стены, окна с треснувшими стеклами. Книгохранилище чуть ли не под потолок завалено книгами и новым места нет. В небольшом читальном зале старые столы и стулья, за которыми, судя по слою пыли, давно никто не сидел. Это и не удивительно – холод жуткий, и даже в верхней одежде долго здесь находиться невозможно.
Начальник управления образования района Ибрагим Гаджиев с сожалением констатирует, что на нужды школьной библиотечной системы средств в муниципальном бюджете не заложено, финансовую помощь оказывают только школам.
Как видим на примере этих двух районов, школьные библиотеки не являются неотъемлемой частью образовательного процесса. И такая картина сложилась во многих населенных пунктах, особенно в отдаленных от районных центров.
Главный специалист-эксперт Управления развития общего образования Министерства образования и науки РД Кинаят Юнусова, комментируя такое положение дел, согласилась с тем, что вопрос о состоянии школьных библиотек республики сегодня действительно стоит весьма остро и требует самого серьезного подхода.
В связи с этим Министерством образования и науки РД, по ее словам, ведется активная работа по совершенствованию их деятельности, повышению квалификации библиотекарей. С руководителями образовательных организаций в оперативном режиме проводится разъяснительная работа по вопросам комплектования фондов школьных библиотек и формирования заказов на учебную продукцию. Реализация мер, принимаемых на правительственном уровне, позволила министерству довести уровень обеспеченности учебниками учащихся школ с 40,1% на 1 января 2017 года до 80% на сегодняшний день.
– Во взаимодействии с муниципальными органами управления образования, осуществляющих контроль за деятельностью общеобразовательных учреждений, в том числе и школьных библиотек, мы ведем постоянный мониторинг, следим за положением дел, – рассказывает Кинаят Юнусова. – Вместе с тем, хотелось бы отметить, что согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», учреждения, находящиеся на той или иной территории, стоят на балансе муниципалитетов. Если руководители на местах будут заинтересованы в том, чтобы вести планомерную комплексную работу по решению существующих проблем, тогда наши библиотеки будут полностью соответствовать требованиям ФГОС.
Можно ли говорить о том, что при таком положении дел школьные библиотеки полноценно вовлечены в образовательный процесс? Вопрос риторический. Функции школьного библиотекаря на сегодняшний день сводятся к тому, что он заведует, грубо говоря, книжной пыльной кладовой. А ведь при правильно поставленной работе и должной финансовой поддержке сельские школьные библиотеки могли бы быть частью не только общеобразовательного процесса, но и, как в лучшие годы, важными культурными очагами села, района.