Время повышать квалификацию
Успешная сдача ЕГЭ выпускниками школ напрямую зависит от уровня квалификации их учителей. Требования к преподавателям с каждым годом растут, и, чтобы им максимально соответствовать, педагогам необходимо регулярно повышать свою квалификацию.
В нашей республике, как и в стране, действует устоявшаяся система переподготовки педагогических кадров. Однако сегодня не все в ней функционирует успешно.
— Специфика задач, стоящих ныне перед учителем, значительно изменилась, но многие все еще пользуются установившейся с советских времен общей стандартизированной методикой повышения квалификации учителей, — говорит директор Махачкалинского центра повышения квалификации, доктор экономических наук Магомед Абакаров.
По его убеждению, сегодня повышение квалификации учителей носит во многом формальный характер. Главная проблема в том, что программы переподготовки стандартизированы под среднего учителя и слабо выявляют пробелы в знаниях конкретного педагога. Между тем благодаря повсеместно развитым интернет-технологиям большинство учителей обучающими программами может овладеть дистанционно, не выезжая из дома.
Другое дело, что этими новыми технологиями учитель должен владеть. Заметим, не все учителя могут выезжать, например, в Махачкалу на обучение, ведь это и немалые материальные затраты, а дистанционное обучение снимает эти вопросы.
— Еще одна проблема – объем знаний, получаемый на курсах. Мы считаем, что целесообразнее проходить повышение квалификации не ускоренно за один месяц, когда учителю сразу выдается весь объем новой информации, а разбить её на секции, используя дистанционные лекции. Такое дробное образование, как показывает практика, намного эффективнее: материал лучше запоминается и усваивается, — поясняет Магомед Абакаров.
Центр повышения квалификации предлагает в первую очередь исходить из потребности самих учителей. Еще в начале года между Махачкалинским центром повышения квалификации и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования было заключено соглашение, в рамках которого центр реализует новый проект повышения квалификации учителей в Дагестане. Метод его был разработан еще в 80-х годах доктором педагогических наук, профессором Яковом Семёновичем Турбовским – автором многих педагогических концепций, среди которых и методы педагогического действия, диагностирования массового педагогического опыта и другие.
— Суть проекта в том, что он предлагает индивидуальную диагностику компетенции каждого учителя. Таким образом, уже на уровне школы можно организовать процесс повышения квалификации молодых учителей, исходя из опыта состоявшихся педагогов. Затем, если останутся проблемы, направить молодых в специализированный центр по подготовке учителей. В итоге в Центре повышения квалификации будет сформирована база данных учителей, что позволит повышать их уровень не вообще, а конкретно, с учетом пробелов по определенным направлениям, — объяснил преимущества новой программы Магомед Абакаров.
Предложение о внедрении такого проекта у нас в республике было представлено в Министерство образования и науки РД и принято с большой заинтересованностью. Но в связи с переменами в данном ведомстве старт новому дан не был. Возможно, теперь в ведомстве вернутся к этому вопросу.