Все дело в учителе
Подходя к домику в четыре окна, спрятавшемуся за деревьями, мы с Карузат замедлили шаги, предупредительно кашлянули и остановились. В такое время по гостям в городе уже не ходят, а в с. Карата ходят до тех пор, пока хозяин не закроет дверь на ключ. Как правило, даже на ночь не закрывают. Мы постучались и зашли в дом к учительнице Илапаризе Магомедгаджиевой: мне многие каратинцы про нее рассказывали, советовали обязательно познакомиться.
В ту ночь мы долго-долго обсуждали ЕГЭ. Но до этого она вспоминала о том, как сама была ученицей, студенткой и стала учительницей в родной школе. Труд учителя нелегок. А в какой области легко, если у тебя настоящий талант или ты одержим светлой идеей просвещения всего и вся? Илапариза Магомедгаджиева именно такая — одержимая. Еще в детстве заявила маме с папой, что поедет учиться в город и станет потом преподавать. Теперь она заслуженный учитель Дагестана, отличник народного образования.
— Я была единственным ребенком в семье. Мать колхозница, отец – контролер кинофикаций. В селе до 60-х годовых был киноклуб. В то время даже радио редко у кого можно было встретить, представьте себе каким счастьем был для нас киноклуб! Ходила на каждый новый фильм как на праздник. Оттуда пошла большая любовь к кино. Собирала открытки с изображением артистов. Отец хотел, чтобы я училась в Москве на литфаке, чтобы из меня вышла вторая Машидат Гаирбекова (поэтесса родом из Караты). А я все мечтала учительницей быть. Другой профессии для себя не представляла. Строила планы: вот окончу университет и только после выйду замуж. А в то время было так: сказали выходи, значит выходи и вышла сразу после школы. Поехали вместе с мужем в Махачкалу поступать в ДГУ. Он на физико-математический, я на историко-филологический факультет. Поначалу я, сельская девочка, пребывала в ужасе. Все думала: куда я попала?! Пришло время выбирать иностранный язык. Спрашиваю: какой легче – немецкий или английский? В нашей каратинской школе иностранного языка не преподавали. Знала я только два слова «а cat» и «а pencil». И пошла на английский. Тяжело он мне давался. Зато русский язык знала хорошо, спасибо моим школьным учителям Валентине Рекуновой, Алине Верковской.
Отучилась и вернулись в Карату. Стала я учить детей русскому языку и литературе. Покойный завуч Магомедрасул Гаджиев в течение месяца посещал все мои уроки, я обижалась, думала не доверяет. Оказывается, присматривался, стоит ли доверить мне выпускной класс.
На мой вопрос, хватает ли сельским педагогам ресурсов, чтобы давать детям качественное образование, отвечает: самый главный ресурс – учитель.
— Если ученики плохо учатся, значит дело в учителе, который не смог их заинтересовать. Разве можно сидеть и ждать помощи от государства? Конечно, нужны новые информационные технологии, но без традиционных методик преподавания – никуда. Учитель у доски — это артист, который должен заворожить подопечных своим выступлением. И они должны уйти с урока духовно обогащёнными, — говорит она.
Сельская школа — это главный, а порой единственный центр воспитания и обучения. В этом году в стенах Каратинской СОШ выпустили 11 выпускников. 14 выпускников из 65 по всему Ахвахскому району набрали высокие баллы. Среди них и ее ученики. Казалось бы, можно теперь и отдохнуть на каникулах. Нет, ей все неймется.
— Вот собрала все работы и стала анализировать ошибки ребят. В основном проблемы с пунктуацией. Обидно. Потому что выкладываешься от и до. Почти 20 уроков провела с детьми по подготовке к ЕГЭ. А в сочинении главное обозначить проблему, позицию автора, выразить свою точку зрения, аргументировать.
Жалуется, что читать ученики не сильно хотят, но приходится. В 9, 10 и 11 классах три часа в неделю отводится литературе и столько же — русскому языку.
— Как можно было из программы вырвать «Войну и мир»! Роман, который в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. Каждый герой путем долгих исканий находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах. Это произведение не позволяло забывать о минувших подвигах народа. Исключили из программы произведения Н. Островского «Как закалялась сталь», Шолохова – «Поднятая целина», Гоголя – «Тарас Бульба» – оставили в обзорном варианте. Уже и говорить ничего не хочется, как вспомню, начинаю нервничать, не могу успокоиться. Я своим советую больше читать. Помню, когда сама была школьницей, удивлялась: почему одноклассник Сергей Османов всегда пишет сочинения и диктанты на «отлично». Оказалось, он книги поглощал одну за другой, – вспоминает она.
Говорим о жизни простого сельского учителя, о его маленьких радостях и проблемах, которых нет у городского коллеги. Выпустила она одиннадцатый класс и решила для себя: больше не брать классное руководство. А теперь сидит грустит, тоскует.
— Нет, не смогу я без детей. 50 лет все-таки школе отдала! – вздыхает женщина. В этот поздний час она сидит со своими внуками и учит их грамматике русского языка. Загра и Париза живут в Махачкале, приехали на лето к бабушке. Даже во время каникул к ней на занятия ходят школьники. Ученические сочинения – вообще отдельная тема – ими полон шкаф. Есть у нее подход к любому ребенку: нужно обходиться без любимчиков, а балованных – быстро приструнить.
— Если бы заново пришлось выбирать профессию, я бы снова стала учителем. Только ради этого стоило прожить еще одну жизнь, — делится сокровенным Илапариза Магомедгаджиева.