Выпускники ДГУ востребованы
Одним из важнейших критериев эффективности работы учебного заведения является показатель трудоустройства выпускников. Востребованы ли молодые специалисты? Соответствует ли уровень подготовки требованиям рынка труда? Об этом и многом другом наш разговор с ректором Дагестанского государственного университета Муртазали Рабадановым (на снимке).
– Муртазали Хулатаевич, в 2017 году в интервью «Дагправде», подводя итоги приемной кампании, вы с удовлетворением отмечали, что конкурс в университет возрос. Дают ли нынешние результаты набора повод говорить о приятных для вас как ректора тенденциях?
– В этом году в ДГУ прием проводился на 1678 бюджетных мест по 38 направлениям бакалавриата и 31 направлению магистратуры. Кроме того, был объявлен прием на 2165 контрактных мест, из них на бакалавриат – 1010, в магистратуру – 870, специалитет – 285. Средний конкурс составил 4,6 человека на место, что является хорошим показателем и для центральных вузов нашей страны. В то же время по отдельным направлениям конкурс был высоким (информационные технологии, юриспруденция, лингвистика, менеджмент и другие). Всего в текущем году на очные бюджетные места поступило порядка 15,5 тысячи заявлений, что примерно на 25 % выше, чем в прошлом году.
– Некоторое время назад ДГУ был единственным вузом в республике, выполняющим мониторинговый показатель по трудоустройству выпускников. Каков сейчас процент их востребованности?
– Трудоустройство выпускников является важным показателем эффективности нашей работы. Мы проводим ежегодный мониторинг и корректируем свою работу как ответ на решение возникающих в этом направлении проблем. В соответствии с требованиями Министерства науки и высшего образования РФ в ДГУ внедрены технологии, ориентирующие студента на место его будущей работы. Студентам старших курсов предоставляется возможность ознакомиться с условиями труда на новом месте. Для этого на всех факультетах начали практиковать встречи представителей работодателей с соискателями. Мы проводим отбор и тестирование студентов-выпускников по заказам предприятий и организаций, научно-практические конференции, семинары, круглые столы с привлечением работодателей, центров занятости, кадровых агентств и других заинтересованных сторон, заключаем долгосрочные договоры с различными предприятиями и организациями… Такая работа даёт положительные результаты: трудоустройство и занятость выпускников за 2022 год составили по бакалавриату – 67 %, плюс продолжают обучение 18 %, по специалитету – 79 % (обучение продолжают 9 %), по магистратуре – около 90 % выпускников.
В ДГУ внедрены технологии, ориентирующие студента на место его будущей работы. Студентам старших курсов предоставляется возможность ознакомиться с условиями труда на новом месте
– Как вуз сегодня участвует в развитии региона?
– В текущих условиях, когда Российская Федерация сталкивается с большими вызовами, связанными с необходимостью достижения технологического суверенитета, роль вузов в обеспечении устойчивого развития страны и регионов становится определяющей. Об этом говорит и тот факт, что 2022–2031 годы объявлены Президентом РФ Десятилетием науки и технологий. Ключевыми задачами определены привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие ее вовлечению в решение важнейших задач развития общества и страны в целом. В современном мире цифровое и технологическое развитие страны становится основой обеспечения ее безопасности, конкурентоспособности экономики. Эта задача является приоритетной и в достижении устойчивого развития регионов, в этом направлении мы активно взаимодействуем как с министерствами и ведомствами, так и с организациями и предприятиями.
В частности ДГУ принимал активное участие в разработке «Концепции научно-технологического развития РД» и «Концепции развития образования в РД». Для решения обозначенных проблем на региональном уровне наш вуз планомерно ведет работы по созданию университетского кластера научно-технологического развития как регионального центра развития компетенций в области передовых цифровых и производственных технологий. Кроме того, ДГУ выступил инициатором создания Консорциума вузов, научных организаций и высокотехнологичных компаний Республики Дагестан с тем, чтобы консолидировать работу всех структур в данном направлении.
– Создавались ли в последние годы новые факультеты и кафедры?
– У нас разработана и реализуется Программа развития ДГУ, в рамках которой предусмотрена оптимизация как структуры университета, так и образовательных программ. Мы делаем акцент на развитии при ДГУ интегрированных научно-образовательных структур, на их базе ведется формирование индивидуальных образовательных траекторий с тем, чтобы, в частности, вести целевую подготовку специалистов. Кроме того, переформатировали практически все кафедры, связанные с цифровыми технологиями, приблизив их работу к приоритетам развития новых направлений в области искусственного интеллекта. Такая же работа идет по блоку гуманитарных и социально-экономических направлений.
– С началом коронавирусной пандемии повысился интерес к онлайн-платформам, в отдельных кругах идут даже разговоры, что онлайн-обучение может вытеснить классическое. Что вы об этом думаете?
– Масштабный опыт с переходом на «дистанционку» во время ковидных ограничений действительно дал толчок развитию форматов онлайн-обучения. Однако этот опыт показал, что подобный формат не позволяет полноценно реализовать образовательный процесс по целому ряду направлений, где предусмотрены, например, практическая, лабораторные работы. И потом образование – это ведь не только обучение, но и воспитание молодых людей, выработка у них так называемых softskills компетенций, которые помогают будущим специалистам работать в командах, выстраивать в коллективе доброжелательную обстановку, чего можно достичь только при прямом общении студентов с педагогами.
Тем не менее при грамотном подходе технологии расширяют возможности для обучения студентов. Я считаю, что будущее за разумным сочетанием традиционного и онлайн-обучения.
– В настоящее время в системе российского высшего образования идут серьезные институциональные изменения, направленные на усиление взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой. Какова ситуация с этой важнейшей составляющей образовательного процесса?
– В университете особое внимание уделяется практической направленности образования, взаимодействию и сотрудничеству с работодателями, осуществлению образовательной деятельности в сетевой форме. В начале сентября 2020 года по данному вопросу вышли совместные приказы Минобрнауки и Минпросвещения России. На их основе в вузе определен комплекс мер по совершенствованию практико ориентированного подхода при реализации образовательных программ, качественного улучшения практической подготовки и др.
Сегодня нами подписано более 400 договоров на предмет взаимодействия с базами практик, для расширения сети стратегических партнеров подписаны договоры о создании более 20 базовых кафедр. В интересах предприятий, работающих в реальном секторе экономики, при реализации комплексного проекта по повышению квалификации в области цифровой экономики, энергоэффективности и экологически чистых производств на базе инновационной инфраструктуры университета было задействовано более 40 предприятий реального сектора экономики, 7 министерств и ведомств Республики Дагестан. Подобное сотрудничество позволило расширить спектр деятельности вуза по прикладным проектам в целях разработки уникальных методов исследования, создания образцов новой техники, материалов, интеграции университетской науки и социально-экономических сфер региона. Кроме того, подобная практика влияет и на качество образовательных программ. Ежегодно более 25 программ ДГУ включается в перечень «Лучших образовательных программ инновационной России».
– Указом Главы РД 2022 год объявлен в нашей республике Годом образования. Каким он был для Даггосуниверситета?
– Год образования для ДГУ ознаменовался стартом новых направлений и подходов к подготовке специалистов, ориентированных для развития в регионе высокотехнологичных производств. Наш университет на конкурсной основе стал участником реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В ее рамках при вузе развивается предпринимательская «Точка кипения» как центр коллективной работы молодых исследователей с представителями бизнеса и реализуется «Акселерационная программа Дагестанского государственного университета по направлению TechNet – новые производственные технологии». В эту работу вовлечены более 3 тысяч студентов. К концу года ими будут подготовлено более 60 технологических стартап-проектов в интересах индустриальных партнеров региона, среди которых крупные промышленные компании РД.