«Я неисправимый лирик…»
На ее уроки ученики не опаздывают. Не потому, что она учитель строгий, скорее потому что уроки интересные. Можно смело сказать: это не просто учитель, а наставник, творец, отдающий детям все свои силы и время.
Кямаля Курбановна Алиева (на снимке) – учитель русского языка и литературы в Махачкалинском многопрофильном лицее №30. Педагог с большим стажем, она искренне переживает, что в этом учебном году часы русского языка и литературы сократили: в 9 классе по два урока вместо трех по каждому предмету, в 10 классе – три часа русского языка и два – литературы.
Я посетила урок русского языка в 10 классе. Тема «Правописание «н» и «нн» в прилагательных и причастиях» – не новая. В старших классах повторяют пройденный материал и делают особый акцент на подготовке к ЕГЭ. Учитель шутит, что ученики, робеющие перед ЕГЭ, ушли после 9 класса в колледжи, а в 10-й класс пошли одни смельчаки, которые не боятся сдавать госэкзамен.
– Рада, что ЕГЭ совершенствуется. Но для меня главный показатель – не результаты теста, а желание учеников читать и уметь анализировать. Ведь литература во многом определяет формирование личности, – убеждена Кямаля Курбановна. – Когда я вижу ребенка, читающего книгу, радуюсь, что этот ученик не останется на задворках жизни и выберет правильную дорогу. Дети очень тонко чувствуют, какой перед ними педагог. Если он учитель с большой буквы, то дети к нему обязательно тянутся. Только искренняя заинтересованность передается от учителя к ученику. Да, мы несем ответственность за качество обучения, с нас требуют хороших показателей на экзаменах, по ним оценивают эффективность нашей работы. Но нельзя забывать, что учитель – не просто тренер ЕГЭ, но и наставник, воспитатель, даже друг. И в равной степени с нами за будущее ребенка отвечают родители. Без согласованных действий педагогов и родителей невозможно воспитать настоящего человека, гармонично развитую личность.
Дети очень тонко чувствуют, какой перед ними педагог. Если он учитель с большой буквы, то дети к нему обязательно тянутся. Только искренняя заинтересованность передается от учителя к ученику. Учитель – это наставник, воспитатель, даже друг
Кямаля Курбановна всегда знала, что будет учителем. А как иначе, если папа – директор школы, мама – заслуженный педагог Азербайджана! Между тем возможностей уйти из профессии у нее было много, и предложения поступали, от которых, как говорится, невозможно отказаться. Но все внутри сопротивлялось: «А как же мои ученики?!»
– Моя мама Султана Ибрагимовна окончила отделение русского языка и литературы Тбилисского госуниверситета, а преподавала азербайджанский язык. Всегда ругала ее за то, что сидит чуть ли не до утра за конспектами и книгами. Я не думала становиться такой же. Но сегодня в точности повторяю ее: засиживаюсь допоздна за тетрадями, учебниками, готовясь к урокам, – рассказывает педагог.
Кямаля Алиева родилась и выросла в городе Закаталы в Азербайджане. Окончила Бакинский педагогический университет имени М.Ф. Ахундова, недолго работала в Бакинской средней школе. Когда отец ушел на пенсию, семья переехала в Дагестан.
Началась новая жизнь. Отец преподавал экологию в ДГУ, мама продолжила учительствовать в школе. Кямале Курбановне предложили работать учителем русского языка и литературы. За долгие годы было всякое, но никогда она не забывала о том, что перед ней сидят дети, они ждут интересного, нового, того, без чего их жизнь будет пустой, менее насыщенной чудесными открытиями. Она учит их работать с литературой, грамотно писать и, самое главное, быть человеком – порядочным, честным, нужным обществу, приносящим пользу людям.
– Современный учитель должен быть в курсе всех новых веяний и достижений педагогической практики. Уроки с использованием компьютерных презентаций на интерактивных досках всегда воспринимаются учениками с интересом. Но и традициями нельзя пренебрегать. Живое общение, работу с книгой ничто не заменит, да и произведение тогда воспринимается иначе. И не переубеждайте меня – я до мозга костей филолог. Лирик, если хотите, – говорит Кямаля Курбановна.
Литература, по ее мнению, прежде всего воспитывает чувства, она способна изменить нас. Порой литературные герои становятся как родные, иных проносишь через всю жизнь, другие остаются надолго в памяти, становясь своеобразным ориентиром. Им сопереживаешь, над их поступками размышляешь, критикуешь или восхищаешься. По духу ей близка Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» Пушкина: в ней чувствуется сила характера, жизненная стойкость, честь семьи для нее превыше всего.
В качестве «сезонной литературной аптечки» она предлагает зиму проводить в компании Маяковского, весну встречать с Буниным, на лето лучше всего поэзия Сергея Есенина. А вот осеннюю депрессию, уверена Кямаля Алиева, поможет прогнать Александр Сергеевич Пушкин.
… В душе она все еще маленькая девочка, которая страшно скучает по отчему дому с ореховым садом за окном, где под деревом «сажала» записки с желаниями. Как и раньше, все старается делать так, чтобы папа с мамой ею гордились. А когда становится тяжело, вспоминает слова любимой героини из «Унесенных ветром» Скарлетт О, Хара: «Об этом я подумаю завтра…»