X
08:20 09.04.2021

17 аварий, и как он выжил,

За период лётно-испытательной работы он освоил и испытал десятки типов и модификаций самолетов, много раз совершал благополучные аварийные посадки с неработающим двигателем и другими серьезными поломками. Готовился к пилотируемым полетам на космическом корабле многоразового использования «Буран», отрабатывая в ходе программы системы ручного управления и автоматической посадки на Ту-154 и МиГ-25. Советский и российский военный и политический деятель, заслуженный лётчик-испытатель РФ, генерал-майор, доктор технических наук... В год празднования 60-летия со дня первого полета человека в космос мы беседуем с одним из основателей авиационно-космических салонов МАКС, Героем России Магомедом Толбоевым.

– Рад нашей встрече, Магомед Омарович. Всегда мечтал поговорить с человеком, который не понаслышке знает о космосе – традиционно самой обсуждаемой и вместе с тем самой загадочной теме. А вы и в космической программе участвовали, и полный курс подготовки в гагаринском Центре подготовки лётчиков-космонавтов прошли… Ну и сам факт, что были пилотом легендарной «волчьей стаи» (отряд, названный по имени командира Игоря Волка. – «ДП») и членом экипажа «Бурана», говорит о многом: туда ведь зачисляли лучших из лучших.

– Да, отбор на самом деле был очень жестким, трудным. И если по ряду показателей (физическая подготовка, здоровье, возраст и т.д.) ты подходил для зачисления в отряд космонавтов, впереди нас ждал еще один этап – мандатная комиссия. Это комиссия ЦК КПСС, которая смотрит всю твою родословную, изу­чает весь твой тухум. Подготовку я проходил в 1977 году, вместе с Мусой Манаровым, кстати. Но меня тогда не взяли: врачи указали на повреждение позвоночника, случившееся во время катапультирования. В «волчью стаю» попал уже в 1983-м, после чего 10 лет находился в отряде, пока его не расформировали в связи с прекращением работ по программе «Буран».

– Хотелось бы подробнее узнать о ваших испытательных, сопряженных с огромным риском полетах. Каково это – постоянно находиться на грани между жизнью и смертью, знать, что очередной выход в небо может стать последним?

– За время испытаний мы потеряли очень многих ребят. Если в цифрах, то за 20 лет погибли 123 летчика-испытателя. У меня самого было 17 аварий, однако выжил – так, видимо, судьбе было угодно. Но летать не боялся, это же наша работа. Обыкновенная работа. Ты не думаешь о плохом, ты думаешь о выполнении задания: максимальные перегрузки на разрушение, максимальная скорость у земли, взлет-посадка при снеге, ливне, боковом ветре и т.д. Испытывали мы не только самолеты и истребители, летали на всем. Ту-134, например, я испытывал на автоматические посадки, Ту-154 – на посадки без двигателей, Ил-76 – на максимальную нагрузку. И так – десятки раз.

– То есть приметы и суеверия вам чужды?

– Мне – да. А так, конечно, есть ребята суеверные, которые с правой ноги в машину заходят, перед полетом не бреются. Я далек от всего этого.

– А какой у вас общий налет, Магомед Омарович?

– 2600 часов. При этом нашу работу нельзя сравнивать с работой пилотов пассажирских самолетов – десять часов в одну сторону, десять обратно. У нас полеты сопровождаются от трех минут на вертикалке (вертикально взлетающий самолет. – «ДП») и максимум до 40 минут, если речь идет о дальних расстояниях.

– За штурвал не тянет?

– Я-то летаю на маленьких самолетах, езжу в разные регионы – в Башкирию, Татарстан, Новгород, где сохранились аэроклубы. Просят приехать, чтобы показать бездвигательные посадки, посадки с низкой и высокой глиссады, посадки с ветрами. Людей научили взлетать, садиться, а если что-то серьезное случится, они не знают, как выйти из ситуации. Вот недавно произошла трагедия: двигатель отказал, и ребята погибли, сели непонятно где. А надо было садиться прямо в поле. Важно уметь подбирать с воздуха ровное место, но это опыт.

– Космических полетов в вашем послужном списке не значится. Что помешало?

– Именно прекращение работ по программе «Буран» (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. – «ДП»).

– Скажите, нет ли у вас чувства некой профессиональной неудовлетворенности? И будь шанс полететь в космос, воспользовались бы им?

– Нет, конечно (смеется)! Мне 70 лет. Да, я летаю, занимаюсь спортом, сохраняю те же параметры, которые были при поступлении в Ейское училище в 1969 году, но о космосе не задумываюсь. Поначалу, конечно, было обидно, досадно, что не удалось полететь. Со временем боль притупляется.

– Недавно космический ап­парат NASA под названием Perseverance (в переводе – «усердие», «упорство») совершил посадку на Марс. Что это, на ваш взгляд, дает человечеству? И можно ли сегодня в свете подобных рекордов всерьез говорить о космической гонке между Россией и США?

– Со Штатами мы, понятное дело, тягаться не можем, у нас даже целей таких нет. Мы просто держим их в напряжении, чтобы они, скажем так, не лезли слишком далеко. А успешное приземление на Марс – величайшее достижение всех людей, населяющих нашу планету. Представитель Земли, пусть это и робот, преодолел расстояние длиной в миллионы и миллионы километров! Кто знает, может, пройдут десятилетия и там окажутся люди… Циолковский еще говорил: «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели!». Ресурсы Земли истощаются, пора задуматься над тем, что будут делать наши правнуки. На Марсе же – огромные ресурсы.

– То есть полеты людей на другие планеты и галактики – это не красивая сказка, подобное всё же станет возможным?

– Я думаю, это дело будущего. Далекого будущего. Американский аппарат «Пионер» находится в полете 18 лет, он ушел за Солнечную систему и приближается к концу нашей галактики. Тем не менее сигналы с него продолжают поступать. Человечество по-прежнему в поисках новой Земли.

– Напоследок два вопроса от читателей газеты, готовых хоть сейчас отправиться в космическое путешествие. Существует ли жизнь за пределами нашей галактики?

– Гипотетически – скорее всего, да. Раз на Земле есть жизнь, то она может оказаться и на других галактиках, в других формах. Но никто не знает точно.

– Американцы первыми долетели до Луны, однако на этот счет до сих пор множество самых разных слухов и кривотолков. Вы верите в теорию «лунного заговора»? Насколько она, по-вашему, состоятельна?

– Всё это – не более чем сказки. Просто кому-то выгодно муссировать подобные слухи и сплетни. Полет действительно состоялся, высадка – тоже. Мы ведь встречаемся с американскими коллегами, общаемся друг с другом. Сам Нил Армстронг очень болезненно реагировал на подобные разговоры. Он рисковал, страдал, мучился, а его решили выдать за какого-то аферюгу. Вместо того, чтобы гордиться.

Похожие

108 минут, восхитившие мир

31
А х, как время летит! Вот прошли эти 62 года со дня первого полета человека в космос, но кажется,...

Посланники Земли

25
Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года, навсегда изменило мир. В этот день советский...

«Заря» один! Я «Кедр»! Вижу Землю!

61
12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут с космодрома Байконур...

Метагалактика – тень Создателя

103
Так назвал Вселенную величайший мудрец всех времён и...

Улыбка Гагарина

478
58 лет прошло с тех пор! За эти годы произошло столько событий глобального, геополитического...

Испытатель

30
– В советское время 12 апреля был не только государственным, но и общенародным праздником –...

Космический рекорд

246
В освоение космического пространства внес вклад и Дагестан. Наш земляк Муса Манаров дважды...

Колонизация планет – дело времени

92
Академик Шамиль Алиев органически не терпит часы, потому...

Статьи из «Общество»

Никуда не годный?

11
Атагиши вышел из ворот. Прервав игру, два мальчика одного возраста, похожие друг на друга,...

Откуда «дровишки»?

8
В прошлом году поставки новых машин в Россию по различным схемам альтернативного импорта упали на 20 % по сравнению с 2023-м. Больше 80 % таких авто растаможили на...

Уходя, остаться

12
В сети немало публикаций автоэкспертов, утверждающих, что китайские бренды один за другим...

Когда за рулём автохам

12
Между вашей машиной и едущей в соседнем ряду на большой скорости проскакивает третья,...

Он защищал Сталинград

13
Трудовой путь молодого каратинца, моего дедушки Магомеда Хизриева, начался в тот самый...

Город-герой

18
Сталинград. Проходят десятилетия, но подвиг советской армии, совершенный под стенами этого...

А кто к нам прилетел…

10
В один из солнечных деньков выбрался с детьми в Каспийский парк культуры и отдыха. Там много...

Открывая заповедный край

12
Судя по числу восторженных отзывов, туризм в Дагестане пользуется особой популярностью. В...

Сложно оставаться равнодушным

24
С каждым годом появляется всё больше возможностей ознакомится с неизвестными страницами...

Менталитет не божья воля

10
«На Бога надейся, да сам не плошай» – гласит народная пословица. В последние годы стало модным по всякому поводу кивать на Всевышнего. Его именем прикрывают и...