800 слов о трендах,
Потрепанный временем стереотип об успешном бизнесмене, листающем сводки биржевых котировок в свежем номере газеты, попивающем чашечку утреннего кофе, годится ныне разве только для сюжета исторического фильма. Давно не новость, что у газет не лучшие времена. Теперь наше всё в Интернете.
Мир в страшной спешке
Похоже, газету не спасут ни красочность, ни пресловутый запах печатного издания – неизменный ингредиент ассоциативного мышления целых поколений человечества. Мир в страшной спешке, и допинг у него сегодня другой. Насколько безвозвратно бумажные СМИ потеряли аудиторию – вопрос всё же открытый. Однако очевидно, что никакая ностальгия не вернет газетам и журналам былые тиражи. Реальность общения с «умным» холодильником нам куда ближе. И непонятно, радоваться нам этому или огорчаться.
Цифровая революция проникает во все сферы современной жизни, и, похоже, никакие протесты на стройплощадках строительства вышек для 5g сетей ее не остановят. Что говорить о новых поколениях сетей, экономике «умных вещей», как обуздать, расставить по полкам колоссальную информацию, что вливается в нас отовсюду, ежедневно, вот в чем вопрос.
Слушаем, берем на заметку
Всероссийский образовательный проект «Цифровая журналистика» не только об этом. Отраслевые тренды, технологии, исследования, выкладки практиков и теоретиков отечественной журналистики, весь перечень того, что необходимо современному журналисту в повседневной работе от корифеев журналистики и высокопоставленных чиновников, курирующих информационную политику России, – вот о чем эта история, как любят говорить эксперты проекта.
Он оказался интересным не только для профессионалов. Статистика просмотров онлайн лекций в социальной сети «В Контакте» в открытом доступе впечатляет. Вальяжный заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, лаконичный председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи ФС РФ Александр Хинштейн и обстоятельный председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев набрали по сотне тысяч, а то и более просмотров.
Лекции по специальным тематическим направлениям в открытом доступе также собирают большие аудитории. Региональным изданиям научиться бы так! Об этом и речь на проекте. Слушаем, берем на заметку, анализируем. Много интересного!
Не разделяющие виртуальное от реального
Например, эксперт в области развития социальных систем, образования и современных медиа Наталья Тюрина, приводя выкладки исследований ВВС, заявляет, что статья в объеме 800 слов уже не привлечет внимания молодой аудитории. А ведь это основная аудитория Интернета. Интерактивность, быстрая подача, постоянный информационный поток – это тот тренд, в котором мы живем, утверждает начальник управления проектов в области образования и социальной сферы Дирекции государственных проектов МИА «Россия сегодня».
— Эта аудитория проводит время в Ватсапе, в Твитере, в интерфейсе, в котором постоянное взаимодействие. Эти люди привыкли управлять контентом с помощью своих больших пальцев. Они прокручивают его, нажимают. Сценарий аудитории, в которой читатель будет работать с вашим материалом, будет его видеть и читать, – один из важных профессиональных навыков современного журналиста, его нужно формировать и развивать, – считает Наталья Тюрина.
Ну кто будет спорить: читать молодежь нынче не любит. Что примечательно: люди старше 40 лет также все больше приближаются по своим поведенческим характеристикам к поколению Z. У пресловутого поколения Z (молодежь от 18 до 25 лет), со слов Тюриной, базирующейся на исследованиях ученых, в частности, и нейропсихологов, средний период концентрации на одном объекте составляет 8 секунд. Информация потребляется малыми «перекусочными» порциями, и при этом иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст.
А вот поколение Альфа – это современные школьники начальных классов. У них всего одна секунда на решение – читать или не читать, смотреть или не смотреть, и потому, по мнению эксперта, очень важно увлечь потенциальную аудиторию интересной и захватывающей картинкой или гифкой. Это поколение не разделяет виртуальные и реальные миры, для них взрослые уже не являются абсолютными авторитетами.
Доверие выше достоверности
Лонгрид – жанр журналистики, спецификой которого является большое количество текста, сегодня также не должен превышать объема 4-5 тыс. знаков. Конечно же, он должен размещаться на сайте с множеством фотографий и видеоконтентом. В настоящем две трети контента сайтов ведущих мировых изданий – это видеоконтент с персонализированной информацией, говорит эксперт проекта «Цифровая журналистика».
Однако ключевой момент, формирующий аудиторию издания, по мнению эксперта основывающегося на выводах известного телеведущего и аналитика Александра Архангельского, в том, что сегодня степень достоверности не столь важна, как скорость доставки информации. В такой ситуации принцип доверия становится выше принципа достоверности. И чтобы аудитория доверяла изданию, принципы профессиональной этики журналиста должны отвечать высоким стандартам. «Здесь оперативность, достоверность, объективность выходят на первый план, обеспечивая то самое доверие читателя изданию», – считает Тюрина.
Массу лайфхаков о том, как наилучшим образом формировать текст, иллюстрировать его, и даже о том, как подавать материалы в формате виртуальной реальности, выложили для коллег в своих видеолекциях ведущие специалисты международного информационного агентства «Россия сегодня». Спасибо! На очереди – лекции экспертов компаний и изданий CNews, СМИ2, TrueConf, «Москва 24», «Известия», Life, RNS и другие. Итак, ловим тренды!
«Вчерашние новости завтра», или медленные новости
СМИ разворачиваются от хайпа к тихим революциям: блокчейну, VR/AR, медленным новостям, подписной модели, управлению сообществами. На первый план выходят суперприложения и медиа для онлайн-аскетов. Молодые люди, практически живущие в социальных сетях, все больше отдают предпочтение бумажным, а не электронным книгам.
Мода на газеты, похоже, еще может и вернуться…